Наталия Гордей
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».
Цель: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
1. Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников : формирования предпосылок финансовой грамотности»;
познакомить с методами и технологиями экономического воспитания;
совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.
2. Повышение уровня взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.
Повестка дня.
1. Выполнение решений предыдущего педсовета-заведующий
2. Выступление по теме педсовета «Актуальность включения экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования»
3. Итоги выборочного контроля «Организация работы воспитателей по воспитанию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ»
старший воспитатель
4. Практическая часть:
- педагогическая разминка;
- литературная викторина по сказкам;
- выставка дидактических игр, методической литературы.
5. Прочее
6. Проект решения педсовета
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем педсовете «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». Надеюсь, мы с вами сможем вместе решить такие задачи, как актуализировать проблему отношения детей и денег, обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье по вопросам финансовой грамотности.
В чем заключатся актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых
решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить
детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему
позитивных установок, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации
на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Итоги выборочного контроля (аналитическая справка прилагается)
Согласно годового плана в период с 13.02.2023 г. по 17.02.2023 г. в МБДОУ «Детский сад «Ручеёк» был осуществлен тематический контроль «Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность».
Цель контроля: повышение компетентности педагогов по вопросу экономического воспитания дошкольников.
Тематический контроль был осуществлен в средней, старшей и подготовительной группах ДОУ.
В ходе проверки были проанализированы следующие вопросы:
1. Оценка создания условий.
2. Оценка уровня развития детей.
3. Оценка профессиональных умений педагогов.
4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
5. Оценка взаимодействия с родителями по вопросу включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность.
Использовались следующие формы и методы контроля :
• опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях,
• анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами, анкетирование
• анализ планирования
• анализ предметно-развивающей среды
• взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)
По результатам тематического контроля можно сделать следующий вывод:
• Работа по формированию финансовой грамотности дошкольников в ДОУ ведётся на не достаточном уровне.
• Предметно-развивающая среда по финансовой грамотности создана недостаточно.
• Организация работы по включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность в дошкольных группах соответствует возрастным требованиям.
• Педагоги обладают достаточным профессиональным уровнем для обучения детей основам финансовой грамотности.
Рекомендации:
1. Педагогам продолжать систематическую работу по формированию основ финансовой грамотности, оказывать детям помощь освоиться в социально-экономической жизни, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.
2. Педагогам включать основы финансовой грамотности в режимные моменты, в образовательную деятельность.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.
3. Продолжать осуществлять работу с родителями по данной теме через разнообразные формы взаимодействия.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.
4. Продолжать работу по обогащению развивающей среды по освоению основ финансовой грамотности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
Педагогическая разминка «Мозговой штурм»;
Уважаемые педагоги, первое игровое задание
- Что делает с рублём копейка? (бережёт).
- Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
- Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
- Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
- Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
- Что сколачивают из денег? (капитал)
- Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
- О каком любимом детьми продукте экономисты говорят : «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
Второе задание нашей разминки «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных на экране :
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
Практическая часть.
Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто?
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена» : можно услышать много разных суждений, часто противоположных.
По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.
У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.
В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.
На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.
Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим для каждой команды свой кроссворд на тему «Термины финансовой грамотности».
Кроссворд
Вопросы по горизонтали:
1. Специалист, проводящий экспертизу, то есть приглашённое или нанимаемое лицо для выдачи квалифицированного заключения или суждения
2. Размер дохода, который гражданин должен получить от банка
3. Одним из главных параметров учитываемых банком при принятии решения о выдаче кредита
4. Вид отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев
5. Услуга для совершения денежного… с карты на карту
6. Лицо, занимающееся хищением чужого имущества или приобретением права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием
7. Средство оплаты товаров и услуг
8. Суда, предоставленная банком заёмщику под определённые проценты за пользование деньгами
9. Технология дистанционного банковского обслуживания
Как дети могут научиться обращению с деньгами?
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.
2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.
Литературная викторина по сказкам, произведениям русских и советских, зарубежных писателей, которые содержат поучительный смысл о финансах
Цель: знание литературы.
Оценивается:
- умение правильно раскрыть смысл произведения;
- скорость ответа.
1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К. И. Чуковский «Муха — Цокотуха».
2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого.
3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «- Клад. - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского
4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые.. Из скорлупок льют монету, да пускают в ход по свету».)
5. Советских аниматоров в 1954 году вдохновляли индийские сказки. В результате получилась поучительная история о мальчике-сироте, жадном радже и волшебной антилопе, высекающей копытами золотые монеты. Ответ: Золотая антилопа.
6. Красивая арабская сказка, занимающая достойное место в знаменитой «Книге тысячи и одной ночи». Здесь есть элементы, присущи восточной литературе, - витиеватая сюжетная линия, постоянно подстерегающие опасности, прекрасная мудрая женщина, кровожадные разбойники, отважный бесхитростный главный герой и, конечно же, наполненная золотом и драгоценностями пещера. Ответ: Али-баба и сорок разбойников.
Мы сегодня провели педсовет в игровой форме. Давайте, вместе определим, какие формы, способы, методы, средства способствуют формированию предпосылок финансовой грамотности.
Предлагаю вашему вниманию афоризмы, цитаты, изречения про деньги и финансовый успех, какой из выберите для себя.
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.
Бенджамин Франклин
Деньги — главное в жизни, и эта аксиома должна быть заложена в основу всякой здоровой морали — как личной, так и национальной.
Бернард Шоу
Уважаемые коллеги, вот наш педагогический совет и подошел к завершению. Конечно остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы несомненно продолжим работу в этом направлении.
Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.
Надеемся, что педагогический совет оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших листочках пожелания или рекомендации нам для продолжения работы.
Спасибо за активное участие.
Проект решения педсовета.
1. Знакомство дошкольников с основами экономики через совместную деятельность – в течение учебного года.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников в течение учебного года.
3. Организация образовательной деятельности в старших и подготовительных к школе группах в течение учебного года.
4. Изготовление игр и пособий по экономическому воспитанию- март-апрель 2023г.
«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап,
ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот. – Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами…»
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя «заработать», «купить» – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС… Обязательно находите время для своих детей.