Ирина Ладейщикова
Долгосрочный информационно-познавательный проект «Мы играем в экономику» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный информационно-познавательный, игровой проект
«Мы играем в экономику»Старшая группа «Русалочка» Воспитатель:
Ладейщикова И. В.
2021 – 2022 год
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Составители проекта : Ладейщикова И. В.
Вид проекта : долгосрочный информационно-познавательный, игровой.
Продолжительность проекта : сентябрь, 2021г. - апрель, 2022г.
Публикация «Долгосрочный информационно-познавательный проект „Мы играем в экономику“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Актуальность:
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе. В последнее время, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, сталкиваюсь с тем, что их интересуют очень серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространё нными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?», Почему все получают разную зарплату?», «Всё ли можно купить за деньги?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т. д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Чем можно объяснить такую «экономическую» любознательность дошкольников? Причина кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребёнок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.
Всегда ли мы удовлетворяем детскую любознательность такого рода? Способен ли ребёнок дошкольного возраста усвоить сложные экономические категории и понятия? Можно ли сформировать у дошкольников элементы экономического мышления? Смогут ли они понять сущность профессии предпринимателя, менеджера, брокера и др.? Проникнутся ли уважением к этим профессиям? Решение этих проблем возможно и необходимо. Чтобы дать экономические представления своим дошколятам мной был разработан проект «Мы играем в экономику».
Проблема проекта : недостаточный уровень сформированности основ экономических знаний у детей дошкольного возраста.
Цель проекта : сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями.
• Способствовать овладению детьми на доступном уровне качествами человека-хозяина: бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др. Развивать эмоциональную сферу детей, умение регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
• Развивать умения соотносить свои потребности с необходимостью.
• Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
• Воспитывать осторожное отношение детей к рекламе.
• Повысить квалификацию педагогов в проведении работы по социальному воспитанию дошкольников, направленному на формирование экономических знаний у дошкольников.
• Просветить родителей по вопросам ознакомления дошкольников с экономическими понятиями.
• Создать предметно-развивающую среду по формированию экономических знаний.
Ожидаемый результат:
Дети:
• Имеют знания о простейших экономических понятиях.
• Осознают на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчётливость, экономичность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость. А так же честность, отзывчивость, доброта. Приводят примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. Сформирована положительная самооценка, способность распознавать чувства других людей.
• Умеют соотносить свои потребности с необходимостью.
• Имеют интерес к экономическим знаниям.
• Развито экономическое мышление.
• Развита эмоциональная сфера у детей, регулируют собственное поведение.
• Воспитанно у детей осторожное отношение к рекламе.
Педагоги:
• Имеют высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста.
Родители:
• Владеют экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.
• Пополняют предметно-развивающую среду в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.
Формы работы:
• Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, творческие, интеллектуальные).
• Беседы. Обсуждения. Дискуссии.
• Просмотр слайд - презентаций, мультфильмов.
• Коллекционирование (коллекция купюр разных стран).
• Чтение литературных произведений по экономическому воспитанию
• Инсценировка сказок.
• Решение проблемных ситуаций.
• Продуктивная деятельность.
• Телерепортажи.
• «Познавательные маршруты».
• Праздники. Досуги. Викторины.
• Дни грамотного финансиста и др.
Литература:
• Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», ТЦ «Сфера», 2002г. - 80с.
• Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики», «Детство – ПРЕСС», 2008г. - 176 с.
• Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. «Занимательные финансы» (играем вместе) – М. : «Вита пресс», 2019г. - с. 78.
• Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. «Занимательные финансы» (читаем и обсуждаем) – М. : «Вита пресс», 2019г. - с. 64.
• Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжаковская Л. Ю. «Занимательные финансы» (рассуждаем и решаем) – М. : «Вита пресс», 2019г. - с. 78.
• Шорыгина А. А. «Беседы об экономике», ТЦ «Сфера», 2019г. - 96с.
Реализация проекта «Мы играем в экономику»
Этапы и сроки реализации проекта Задачи этапов Организационно-содержательная деятельность
Педагоги
Дети
Родители
Подготовительный этап
Сентябрь
2021
2. Провести локальные социо-логические исследования в рамках возрастной группы с целью выявления компе-тентности родителей в вопросах экономического воспитания детей.
3. Выявить проблемы, запро-сы родителей.
4. Мотивировать всех участ-ников образовательного процесса на участие в проекте.
5. Диагностировать участ-ников проекта.
6. Разработать план реали-зации проекта.
7. Расширить и дополнить центр активности «Эконо-мика - жизнь и игра». 1. Изучить справочную, мето-дическую, энциклопедичес-кую, литературы и внедрение ее в практику.
2. Подобрать художественную литературу для детей.
3. Поставить цель, определить формы работы.
4. Разработать анкеты, тесты, проблемные ситуации для диагностирования участников проекта.
5. Составить план работы с участниками образователь-ного процесса.
6. Пополнить центр активности «Экономика - жизнь и игра» (демонстрационным материа-лом, докладами, лэпбуками, дидактическими играми).
1. Тестирование «Проверим знания дошкольников».
2. Экономические сказки :
• «Хранители бюджета».
• «История одной реки».
• «Домашнее хозяйство».
• «Лесное кафе».
• «Золотая репка».
• «Кот Васька и пёс Барбос».
• «Мишин магазин» и др.
3. Дидактические игры:
• «Доходы и расходы».
• «Угадай название биржи».
• «Кем быть?». «Маленькие покупки».
• «У тебя есть копилка» и др.
4. Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин»
• «На рынке»
• «В кафе» и др.
5. Игры – общения:
• «Почему все взрослые работают?».
• «Нужны ли деньги человеку» и др.
6. Заучивание стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку».
7. Заучивание пословиц о труде, деньгах.
8. Вечер загадок. 9. Тестирование
«Компетентность родителей в вопросах экономического воспитания».
• Анкетирование
«Экономическое воспитание» (с целью выяснения отношения родителей к экономическому воспитанию и образованию дошкольников).
• Стендовая информация : «Финансовая азбука малышей».
• Консультирование:
«Детские деньги и взрослые вопросы».
• Участие родителей в акции «Подари игру» (изготовить или приобрести).
• Родительское собрание «Ознакомление с проектом : «Мы играем в экономику».
• Буклет-памятка
«Экономическое развитие дошкольников».
Основной этап
Октябрь – март
2021 – 2022 г. г. 1. Расширить педагогические условия для воспитания детей.
2. Повысить педагогическую компетентность в вопросах создания условий в семье для развития реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
3. Мотивировать всех участ-ников образовательного процесса на активное участие в проекте.
4. Реализовать проектные мероприятия.
5. Помочь родителям в реше-нии возникших проблем, по данной теме.
1. Создать психологически комфортную обстановку в группе.
2. Организовать выставку дидактических игр (игры изготовленные родителями).
3. Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
4. Организовать:
• экскурсии;
• беседы;
• дискуссии;
• НОД;
• игры (интеллектуальные, театрализованные, дидакти-ческие, сюжетно-ролевые);
• развлечения и др. совместно с педагогами группы сопро-вождения. 1. Игры-общения:
• «Жизненно важные потребности».
• «Маленький экономист».
2. Разгадывание ребусов: (например, «Семейный бюджет») и др.
3. Чтение худож. литературы:
• «Экономика для малы-шей» глава «Как Миша и его семья денежки считали» (стр. 56-59, Т. Потапова.
• «Серебряная монетка», р. н. с.
• «Хаврошечка» р. н. с.
• «Мена» р. н. с.
• «Золотой ключик», А. Толстой.
• «Дудочка и кувшин», сказка В. Катаева.
• «Финансовая сказка для малышей».
• «Дядя Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.
• «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский.
• «Хранители бюджета», Л. Ястребова.
• «Новые приключения белки и её друзей», Т. В. Смирнова.
4. Игровая ситуация «Ты сегодня папа и ты получил сегодня зарплату!»
5. Просмотр мультфильмов:
• «Уроки тётушки Совы».
• «Малыш и Карлсон».
• «Заветные желания».
• «Кому что нужно».
• «Как старик корову продавал».
• «Барбоскины и реклама».
6. Модель:
• «Составление и расходова-ние семейного бюджета».
• «Затраты – цена».
• «Торговые затраты».
• «Виды бирж».
• «Язык брокера».
• «Страхование».
7. Карта «Путешествие денежки».
8. Сюжетно-ролевые игры:
• «Банк».
• «Аукцион».
• «Ломбард».
• «Страхование».
• «Строительный бизнес».
9. Настольно – печатные игры:
• «Я - покупатель».
• «Конфетки и монетки».
• «Семейный бюджет».
• «Мой маленький бизнес».
• «Фермер».
• «Рынок».
• «Найди доллар».
• «Большой бизнес».
• «Бизнес идея».
• «За покупками».
• «Мы играем в магазин».
• «Путешествие по магазинам».
• «Наполним копилку».
• «Продаю».
• «Миллионер».
• «Монополия» (вечеринка).
• «Бюро путешествий».
• «Финансовый гений».
• «Весёлая пиццерия».
• «Путь к успеху».
• «Знаю все профессии».
• «Поиграем, посчитаем».
10. Сюжетные картины:
• «В магазине».
• «На рынке».
11. Беседы:
• «Кто зарабатывает деньги?».
• «Из чего состоит семейный бюджет?».
• «Какие у семьи доходы и расходы?».
• «Что такое аукцион?».
• «Что такое лот?».
12. Презентации:
• «Аукцион».
• «Все работы хороши».
13. Викторина
• «Семейный бюджет».
14. Инсценировка сказки
• «Лисичка со скалочкой» (с участием родителей).
15. Игра – тренинг «Давайте меняться».
16. Конкурс рекламы сладостей и игрушек.
17. Дискуссии:
• «Если бы я был богатым».
• «Для чего нужна реклама».
• «Хорошо - плохо».
18. Рисование:
• «Семейный бюджет».
• «Семейные расходы».
19. рудовая деятельность:
• Изготовление атрибутов (из солёного теста) и ценников для сюжетно-ролевых игр.
20. Экскурсии:
• Рассматривание рекламы на баннерах.
• На почту.
• В сбербанк.
21. Коллекция купюр разных стран (рассматривание).
22. День грамотного финансиста.
23. Проблемные ситуации:
• «Что было бы, если из крана лилась не вода, а апельсиновый сок».
• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
• Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды (выгодно ли продавать товар со скидкой).
• «Три поросёнка» (какой материал самый дешёвый (прочный?
• Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
• Как Матроскин надоил так много молока, что…
• Как Матроскин может использовать всё это море молока? и др.
24. Телерепортажи:
• «Почему взрослые работают?»
• «Если бы у меня было собственное дело».
• «Расходы. Как потратить деньги с пользой».
25. Познавательный маршрут к банкомату. • Участие в выставке ди-дактических игр (игры, изготовленные родите-лями).
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и пособий для игр.
• Консультирование «Использование экономи-ческих игр в домашних условиях».
• Участие родителей в экскурсиях.
• Совместные досуги, вик-торины, развлечения, праздники.
• Присутствие родителей на презентациях, меропри-ятиях.
• Предоставление раскра-сок на тему: «Мы играем в экономику».
Итоговый (обобщающий) этап
Апрель
2022 г. 1. Оценить эффективность реализации проекта.
2. Скорректировать прог-раммно-методические материалы проекта.
3. Спланировать содержа-ние продолжения про-екта на следующий временной отрезок. 1. Презентация реализации проекта родителям (законным представителям).
2. Рефлексия педагогической деятельности по итогам про-ведения всех мероприятий.
3. Представление опыта рабо-ты педагогам детского сада и коллегам города (презентация, выставка). 1. Тестирование «Юный финансист».
2. Диагностика уровня эко-номического воспитания и развития детей.
3. Развлечение «Путешест-вие в мир денег».
4. Квест-игра «Чудесная страна экономика».
Родительское собрание «Наши успехи» (обмен опытом, дискуссия на заданную тему).