Трошина Анна
Экономическая грамотность детей 6–7 лет в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Формирование Экономической грамотности в группе компенсирующей направленности реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм (дидактическим, сюжетно - ролевым, интегрированным занятиям, беседам вечерам досуга и пр. Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать финансовое воспитание понятным помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний. Одной из форм познавательно-игровой деятельности является интегрированныее занятие В процессе таких занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей нашей группы пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?». Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы ( рассказы с финансовым содержанием: Н. Носов «Заплатка, Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», К. И. Чуковский «Федорино горе», народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки). Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. «Журавль и цапля» : проблема выбора и альтернативной стоимости. Решением мог быть взаимный компромиссный выбор обоих персонажей. «Лягушка путешественница» : взлететь высоко - потребность лягушки, неподтверждённая возможностью. «Дюймовочка: не всё возможно изменить богатством, сказка о потребностях и качествах. «Сказка о золотой рыбке» : образ сварливой старухи показывает её неограниченные желания, в то время как возможности ограничены. «Лисичка со скалочкой» : показать образец неравноценного натурального обмена: скалочка – гусочка, индюшечки – барашек, используется метод шантажирования. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Набор таких заданий, упражнений представлен в лэпбуке «Юные экономисты», которые мы используем для формирования экономической грамотности.
Публикация «Экономическая грамотность детей 6–7 лет в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Вывод: формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.