Ольга Леонова
Экология в разных видах деятельности (Проект кружка)
▼ Скачать + Заказать документы
Экология в разных видах деятельности
Кружок
«Мы твои друзья – природа»
Выполнила:
Воспитатель
Леонова О. Н.
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис – мировоззренческий и формирование экологического сознания – важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается, как совокупность представлений о взаимосвязях, существующих в природе и способов взаимодействия с природой.
Публикация «Экология в разных видах деятельности (Проект кружка)» размещена в разделах
Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательной образовательной работы в процессе использования разнообразных видов деятельности в том числе и музыкальной.
В программе по слушанию, пению, в играх и хороводах есть материал, направленный прежде всего на развитие гуманного отношения к природе, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Начинается экологическое воспитание с раннего возраста. В доступной форме детям надо показать, что все в природе находится в определенной взаимосвязи, зависимости. Подойдя к окну, воспитатель вместе с детьми улыбается яркому солнцу, его теплым лучам, поет песенку: «Светит солнышко в окошко светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши – очень рады солнышку».
Можно предложить детям закрыть глаза, вытянуть вперед руки, ладошками вверх, попросить у солнышка тепла, радости и здоровья. В другой раз обратить внимание на деревья, цветы, птиц и т. д. При этом можно спеть песенку «Птичка» музыка Ломовой.
В старшей группе дети, поиграв в степи с мячом, собираются домой. Некоторые хотят нарвать цветов и взять их с собой. Воспитатель объясняет, что этого делать не следует, ведь без них будет не так красиво, не будет пчелок, которые садятся на цветы и собирают нектар с них, не будут порхать мотыльки и летать шмели с цветка на цветок. Будет скучно и не красиво.
После, согласившись с тем, что на цветы лучше любоваться, смотреть и радоваться, а не рвать, дети поют песню «По солнышку» музыка Филиппенко.
А вот перед взором ребят распахнулась зеленая гладь, залитая солнцем, где пасутся кони, резвятся жеребята, бродят коровы. И так долее…
Цели и задачи
Основная задача формировать у детей обобщенных знаний об объектах и явлениях в ней.
Формировать знания, умения, навыки экологической воспитанности на занятиях кружка «Мы твои друзья – природа».
Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности здорового образа жизни.
Развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развития стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (анализ, эмоционального (отношения, нравственного (воли, ответственности).
Ожидаемый результат
Сформировать ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развития творческих способностей и навыков самооценки.
Обновление содержания и технологии образования воспитанников.
Добиваться высоких показателей экологической воспитанности у детей, видеть яркий выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту.
Понимания уникальности живого, сочувствия, сопереживания животным и растениям, находящимся рядом.
Практические умения гуманного с ними обращения, действительная готовность вместе со взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для питания питомцев проживающих под одной крышей с ребенком.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОСЕНЬ
1. Целевая экскурсия.
«Прогулка по территории»
Развивающая игра
1)Угадай стихотворение по отрывку. 1. Уточнить представления об осени, вызвать положительные эмоции от красоты осенней природы.
Обогащать и активизировать словарь. Развивать память. Воспитывать любознательность.
2. Развивающие игры.
1)Сложи картинку.
(сюжетную, предметную)
2)Скажи дальше
3)Подбери предмет по рисунку 2. Развивать усидчивость, логику, мышление, умение сопоставлять части с образцом, чувство рифмы. Активизировать словарь. Учить доводить начатое дело до конца.
3. Развивающие игры.
1)Сад и огород.
2)Чей листок.
3)Что за плод. 3. Закрепить знания детей о растительном мире. Умение классифицировать растения, называть их. Развивать любознательность, умение познавать природу, замечать особенности.
4. Итоговое занятие ИЗО
«Красота в жизни и изобразительном искусстве» 4. Обратить внимание детей на неповторимую красоту, разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев, разнообразие форм и цвета плодов (боярышник, рябина, шиповник, малина).
5. Беседа. «Народные умельцы»
Развивающие игры.
1)Назови узор. 5. Рассказать об особенностях народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить элементы узоров их названия. Воспитывать любовь к природе, желание передавать ее красоту в творчестве.
6. Беседа. «Лес – что он таит»
Развивающие игры.
1)Собери съедобные грибы.
2)Кто где живет. 6. Дать представления детей о лесе, его обитателях. Развивать чувства бережного отношения к природе. Развивать речь, логику, познавательный интерес, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к природе, правила поведения в лесу.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЗИМА
1. Что можно делать зимой.
Развивающие игры
1)Так бывает или нет.
2)Найди то, о чем расскажу. 1. Развивать речь детей. Умение передавать простыми предложениями красоту природы, действия в зимний период. Закрепить представления о времени года, его особенностях, поведение людей в этот период. Воспитывать любознательность, внимательность.
2. Художественная литература.
«Уж ты зимушка зима» (песенка)
Развивающие игры.
1)Какое время года. 2. Закрепить с детьми потешку, умение декламировать ее с выражением. Закрепить знания о зиме, ее красоте. Как словесно передается красота зимы. Повторить времена года. их особенности. Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства.
3. Пальчиковая гимнастика с развитием речи.
Развивающие игры.
1) Найди предмет по описанию. 3. Развивать крупную и мелкую моторику кистей руки и пальцев. Выполнять действия со словами, проговаривать стихотворное четверостишие. Умение видеть в жестах изображения животных и предметов. Развивать воображения, память, представление по описанию.
4. Развивающие игры
1)Так бывает или нет.
2)Какое время года
3)Что не стало. 4. Помогать детям развивать познавательную деятельность, обогатить знания о природе, ее признаках. Развивать внимательность, любознательность. Воспитывать активность.
5. Свойства воды (замерзает, тает, испаряется) опыт.
Развивающие игры.
1)Ау нас сегодня (календарь природы). 5. Дать представления детям о свойствах воды. Помочь делать умозаключения, стремиться познавать истину путем опытов. Расширять знания детей об окружающей действительности. Воспитывать желание узнавать новое, сопоставлять с имеющимися знаниями.
6. Итоговое занятие.
«Мир вокруг нас». 6. Вызвать у детей эмоциональный настрой. желание отвечать на вопросы. Воспитывать осознания себя как части природы. Закрепить в игре свои знания. Получить удовольствие от путешествия.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВЕСНА
1. Красивый цветок в подарок маме – аппликация.
Развивающая игра
1) «Собери букет». 1. Вызвать у детей положительные эмоции. Желание доставлять радость своим родным. Закрепить знания детей о цветах, их строении, отличиях. Воспитывать положительное отношение к родным, любовь к природе.
2. Огород на окне (посадки).
Развивающие игры.
1)Что мы сажаем? (семена).
2)трудимся (посадка гороха). 2. Формировать знания о внешнем виде семян. Учить исследовательским действиям. Формировать навыки посадки. Развивать познавательный интерес. Воспитывать внимательность, желание ухаживать за живыми объектами.
3. Развивающие игры.
1)Когда это бывает.
2)Узнать по запаху, по вкусу. 3. Закрепить знания о временах года, явлениях природы. Развивать обонятельную, осязательную память. Умение узнавать словесное описание. Воспитывать активное желание узнавать новое в природе.
4. Физминутки для ребят. 4. Закрепить физминутки, выполнения действий по четверостишию. Изображать животных, повадки их. Воспитывать любовь к животным, познавать их.
5. Разгадывание загадок.
Развивающие игры.
1)Какие птицы прилетают зимой?
2)Мы поможем птицам. (в разные времена года)
5. Закрепить умение сопоставлять описание и повадки животных. Отгадывать загадки. Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах. Забота людей о птицах в разные времена года. Воспитывать любовь к живым объектам. Заботу о них.
6. Итоговое занятие «Путешествие малышей в неповторимый мир природы.»
6. Обобщить и актуализировать полученные знания за учебный год. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. Вызвать положительный эмоциональный отклик.
Вывод – итог.
Занятия были направлены на формирование активной жизненной позиции. Они помогли убедить ребенка в том, что от каждого человека в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. Экологическое образование рассматривалось как неотъемлемая часть общего образования. Проводили работу по экологии по следующей структуре: «Я и природа», «Вода», «Почва», «Солнце» … На основе полученных знаний по этим разделам уже изучается взаимосвязь между всеми компонентами на примере Леса. Творчески подходили к планированию занятий.
Вариативность в организации время провождения детей в зависимости в зависимости от особенностей дошкольного учреждения использовалась с учетом времени, уровня развития детей, подготовки воспитателя. Занятия строились с учетом наглядно- действенного и наглядно- образного восприятия ребенком окружающего мира. В целом экологическое обучение эффективно представлялась с интегрированным подходом, взаимосвязь была с исследовательской деятельностью, музыкой, изобразительной деятельностью, физической, игры, театрализованной деятельностью, литературой то есть экологизация в различных видах деятельности.