Ишимникова Наталья Викторовна
Экологическое занятие в старшей группе «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.
Задачи:
1. Формировать основы экологической грамотности : представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите;
2. Развивать связную речь и активный словарь.
Публикация «Экологическое занятие в старшей группе „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
3. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
4. Активизировать внимание, память.
5. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы. Прививать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
6. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
Ход занятия
Ребята к нам сегодня пришли, гости давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом.
Воспитатель:
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — скажем гостям
Воспитатель: Дети, а вы любите - тайны и секреты?
Ответы детей: (да, нет)
Воспитатель: Ребята, сегодня, я приглашаю вас сыграть в квест – игру, которая называется «В мире природы». Цель нашей игры – узнать тайны природы. Но прежде чем начать игру хочу вас предупредить, что бы справиться со всеми заданиями игры вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Согласны?
Ответы детей: (да, нет)
Воспитатель: Тайны природы спрятаны на пазлах их (четыре, это подсказки - картинки. Если вы найдете все эти подсказки и правильно их соедините, то разгадаете тайну природы. Определить последовательность заданий нам помогут цифры.
Воспитатель: Ребята вы готовы начать игру?
Ответы детей: (да, нет)
Воспитатель: Перед Вами на столе лежат конверты, на которых написаны цифры. Скажите сколько конвертов, лежит перед Вами?
Ответы детей: Перед нами на столе, лежат четыре конверта.
Воспитатель: Скажите, какие цифры изображены на конвертах?
Ответы детей: На конвертах изображены цифры 1, 2, 3, 4
Воспитатель: Правильно ребята, но это не простые цифры, эти цифры помогут нам в игре, так как под ними спрятаны задания которые нам необходимо будет выполнить. Скажите, с какого конверта мы начнем игру?
Ответы детей: С конверта, на котором написана цифра один.
Воспитатель: Молодцы ребята. Открываем конверт и знакомимся
с первым заданием. Первое задание это загадки. Слушаем внимательно.
Людей повсюду окружают,
Газ углекислый поглощают,
Имеют стебли, ветви, почки,
Корни, стволы, плоды, листочки. - …. (Растения)
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ….(Птицы)
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в. - … …. (Лес)
Мы дикие, домашние,
Хорошие и злые.
С копытами, пушистые,
И можем быть речные.
Зовут нас всех по-разному,
Но знают все на свете,
Что общее есть имя нам,
Скажите быстро, дети? -. . (Животные)
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с первым заданием, и получаете первую пазл - картину. Это экологический знак, направленный на охрану природы, который обозначает, не причиняйте вред деревьям.
Воспитатель: Переходим к следующему заданию, для этого нам необходимо открыть следующий конверт. Ребята, под какой цифрой он будет?
Ответы детей: Мы открываем конверт, на котором написана цифра два.
Воспитатель: Правильно ребята. Темой следующего задания являются птицы, но прежде чем перейти к заданию вам необходимо разделиться на команды. Обратите внимание, что перед вами стоят два стола, на которых стоят таблички с цифрами 1 и 2. Поэтому мы делимся на две команды.
Первая команда это: Знатоки.
Вторая команда это: Эрудиты.
Каждая из команд подходит к своему столу на каждом столе находятся разрезанные карточки птиц, чтобы узнать, о каких птицах идёт речь, вам необходимо собрать из части целое и назвать птицу. (Выполнение задания)
Воспитатель: Ребята вы справились с заданием.
Ответы детей: (да, нет)
Воспитатель подходит к первой команде - Знатоком и спрашивает у детей, какие птицы у них получились?
Ответы детей: У нас получились: воробей, синица, сорока, снегирь.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне воробей, синица, сорока, снегирь это какие птицы?
Ответы детей: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, а каких птиц мы называем зимующими?
Ответы детей: Зимующие птицы, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель подходит ко второй команде – Эрудитам и спрашивает у детей, какие птицы получились у них?
Ответы детей: У нас получились: ласточка, аист, утка, лебедь.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, к каким птицам относятся ласточка, аист, утка, лебедь?
Ответы детей: Это перелетные птицы.
Воспитатель: А каких птиц мы называем перелетными?
Ответы детей: это птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края.
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием, и получаете следующую пазл - картину. Это экологический знак, который обозначает, не разрушайте гнезда.
Воспитатель: Ребята теперь мы переходим к следующему заданию, для этого нам необходимо открыть следующий конверт. Ребята, под какой цифрой он будет?
Ответы детей: Мы открываем конверт, на котором написана цифра три.
Воспитатель: Правильно ребята. Темой нашего задания являются «Животные». Перед вами разложены карточки домашних и диких животных. Вам необходимо определить к какому типу относится то или иное животное. Первая команда выбирает карточки с домашними животными и вешает их на доску с цифрой один, вторая команда выбирает карточки с дикими животными и вешает на доску с цифрой два. (Выполнение задания).
Воспитатель: Молодцы ребята Вы все справились с заданием. А теперь вопрос для первой команды как вы определили домашних животных?
Ответы детей: Домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о них, оказывают медицинскую помощь.
Воспитатель: А теперь вопрос для второй команды как вы определили диких животных?
Ответы детей: Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе : добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием, и получаете следующую пазл - картину. Это экологический знак, который обозначает, не лови диких животных, не обижай домашних.
Физминутка:
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Воспитатель: А теперь ребята садимся на стулья. У меня в руках конверт с последним заданьем. Скажите, под какой цифрой это задание?
Ответы детей: Мы открываем конверт, на котором написана цифра четыре.
Воспитатель показывает детям глобус: Ребята скажите, что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А кто из Вас может рассказать мне, что такое глобус?
Дети: Макет нашей планеты Земли в уменьшенном размере.
Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Дети:. голубым цветом обозначается вода: это реки, моря и океаны.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь послушайте сказку:
Приложение экологическая сказка : Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то, раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Вернувшись после долгого отсутствия, старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стал над ним весь честной народ смеяться, а он и говорит:
— Вода – это самое большое чудо на Земле. Однажды во время своего путешествия встретился мне путник, который мучился от жажды, за глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.
А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.
В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы огонь на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но совместными усилиями справились мы с пожаром. На том и закончились мои поиски, так как понял я что вода – это чудо.
А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
Воспитатель: Так скажите мне ребята, кому нужна вода? (схемы-модели)
Дети: Вода нужна человеку, деревьям (растениям) и животным.
Воспитатель: Правильно ребята на Земле нет, не одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
Воспитатель: Для чего нам нужна вода?
Дети: Что бы жить и расти крепкими.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы нашли последний пазл - картины. Это экологический знак, который обозначает, берегите воду не загрязняйте водоемы.
Воспитатель: Ребята вы готовы узнать тайну природы. Я предлагаю подойти ко мне и собрать пазлы – картинки.
Повторение знаков вместе с ребятами.
Первый знак: Не причиняйте вред деревьям.
Второй знак: Не разрушайте гнезда.
Третий знак: Не лови диких животных, не обижай домашних.
Четвертый знак: Берегите воду не загрязняйте водоемы.
Воспитатель: Ребята главная тайна природы это бережное отношение к ней. (Картинка). Давайте вспомним правила охраны природы.
Дети: 1. Не рвать цветы.
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не разорять птичьи гнёзда.
4. Не мусорить.
5. Не разорять муравейники.
6. Не разводить костры.
7. Не обижать животных.
8. Не ломать деревья.
9. Не разрушать грибницы.
Воспитатель: Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы с Вами вспомнили основные правила охраны природы, с помощью пазлов смогли узнать тайну природы. Вы справились со всеми заданиями, хорошо ответили на все вопросы. И теперь я знаю, что Вы настоящие друзья природы, ее защитники! Поэтому вручаю Вам знаки юных экологов!
Воспитатель: Ребята Вам понравилась игра. А знаки юных экологов.
Ответы детей: (да, нет)
Воспитатель: Я предлагаю показать полученные знаки родителям и рассказать, за что Вы их получили.