Нина Коплик
Экологическое занятие с детьми с ОВЗ «Лес — наш дом родной» (младший школьный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Экологическое занятие с детьми с ОВЗ младший школьный возраст :
"Лес - наш общий дом"
Цель: Расширение и углубление знаний о природе, лесных экосистемах, взаимосвязи
с живыми организмами.
Задачи:
1. Воспитывать гуманное, эмоционально- положительное, бережное, заботливое
отношение к миру природы.
Публикация «Экологическое занятие с детьми с ОВЗ „Лес — наш дом родной“ (младший школьный возраст)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Познакомить детей с экологическими проблемами, которые возникают по вине
человека.
3. Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
Материалы к занятию :
• видеопроектор, экран, процессор, маркерная доска.
• Фильм о лесе.
• Диски: "Волшебные голоса природы", аудиозаписи "Утро в лесу" Эдварда Грига,
• "Кукушка" П. И. Чайковского.
• Карточки с загадками.
• Ватман и вырезанные картинки животных и птиц, фломастеры, цветные карандаши,
• ножницы, клей - на каждую команду.
• Плакаты с надписями: "Древостой", "Подрост", "Кустарники".
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Михайлович Пришвин более 50 лет назад писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Отгадайте загадку:
"Весной всех веселит, летом холодит, летом и осенью всех питает, а зимой согревает".
Верно, ребята, это наш замечательный лес. И сегодня мы с вами поговорим об огромном лесном доме и некоторых его обитателях.
- Скажите, пожалуйста, если представить лес домом, сколько в нем будет этажей? (ответы детей) Пять, пятый этаж называется "древостой". Назовите обитателей 5ого этажа? (ответы детей) Да, это самые высокие деревья - хвойные (сосна, ель, лиственница) и лиственные (береза, осина, рябина, клен, дуб и др.)
Теперь перейдем к 4ому этажу, который называется "подрост". Объясните, пожалуйста, что означает это слово, (ответы детей) Верно, это те хвойные и лиственные деревья, которые еще только подрастают, но обязательно вырастут и станут большими.
А вот на третьем этаже лесного дома мы видим "кустарники ". Перечислите их, пожалуйста (можжевельник, бузина, боярышник, малина, шиповник). Есть у лесного дома и самые нижние этажи: 1ый и 2ой. Они тоже населены жителями: Кто же живет на этих этажах (грибы, цветы, ягоды, травы, поваленные деревья и даже пни).
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы не просто разгадываете, но и скажите, какому этажу лесного дома относится то или иное растение.
1. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина - к 5ому этажу)
2. Кто и летом, и зимой в рубашке одной? (ель - к 5ому этажу)
3. Сидит рядом с нами, смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала. И ребятам мила? (черника - к 1-2ому этажу)
4. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы? (гриб - к 1-2ому этажу)
5. Синенький звонок висит, но никогда он не звонит. (колокольчик - к 1-2ому этажу)
6. Не пихта и не ель я. Но в родном лесном краю круглый год я зеленею - холодов не признаю. (брусника - к 1-2ому этажу)
7. На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом, рос цветок на длинной ножке - белый с желтеньким глазком. (ромашка - к 1-2ому этажу).
8. Темной он покрыт корой, лист красивый вырезной. И на кончиках ветвей, много-много желудей. (дуб - к 5ому этажу)
9. Осень в лес к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют, и, галдя, ее клюют. (рябина - к 5ому этажу)
10. Я капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки и лукошки. (земляника - к 1-2ому этажу).
11. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти - дети, птицы и медведи. (малина - к 3ому этажу).
- Хорошо, молодцы!
- Итак, лес - это огромный дом, в котором кроме деревьев, кустарников, ягод и грибов, есть и другие жители. Какие же? Верно. Звери, птицы, насекомые. Всю эту живность по отношению к лесу условно можно разделить на две группы - "друзья" и "враги". Одни помогают лесу: чистят его и лечат, а другие, наоборот, портят и калечат. Как разобраться, кого к какой группе отнести?
Сейчас я дам вам задание.
На стене висит ключ к разгадке.
Это буквы алфавита, каждая буква имеет свой номер.
В кроссворде на место цифр вам нужно поставить буквы, таким образом прочитать название друзей и врагов растений.
КЛЮЧ К РАСШИФРОВКЕ.
А1 Б2 В3 Г4 Д5 Е6 Ё7 Ж8 З9 И10 Й11
К12 Л13 М14 Н15 О16 П17 Р18 С19 Т20 У21 Ф22
Х23 Ц24 Ч25 Ш26 Щ27 Ъ28 Ы29 Ь30 Э31 Ю32 Я33
"Друзья растений"___
19 12 1 12 21 15
1 5 14 10 18 1 13
6 8 6 14 21 23 10
20 18 21 17 16 6 5 29
14 16 4 10 13 30 27 10 12 10
1строка: СКАКУН (жуки, контролирующие численность вредителей, развивают скорость 2 м/с)
2строка: АДМИРАЛ (бабочки, украшающие лес. Не приносят никакого вреда)
3строка: ЕЖЕМУХИ ( регулируют численность насекомых-вредителей: колорадский жук, майский жук, клопы, бабочки и др. вредители)
4строка: ТРУПОЕДЫ (являются санитарами леса, питаются поедая падаль, тем самым очищая лес)
5строка: МОГИЛЬЩИКИ (являются санитарами леса, питаются поедая падаль, тем самым очищая лес)
"Враги растений"___
12 16 14 1 18
19 13 16 15 10 12
12 16 18 16 6 5 29
14 6 5 3 6 5 12 1
9 13 1 20 16 4 21 9 12 1
1строка: КОМАР (сосущий кровь животных и повреждающий нервы)
2строка: СЛОНИК (за счет того, что у него вытянутый хоботок, он прогрызает каналы в растениях, орехах, древесины, там откладывает яйца. Питаются зелеными частницами растений, пыльцой, корешками, грызут древесину)
3строка: КОРОЕДЫ (повреждают древесину и деревья постепенно отмирают)
4строка: МЕДВЕДКА (подгрызают корни растений)
5строка: ЗЛАТОГУЗКА (гусеница, вредитель садов, лесов, поедает листву)
Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Скажите, пожалуйста, а кто из вас любит гулять в лесу? (Стук в дверь, входит Баба-Яга).
Здравствуйте, мои дорогие!
Здравствуйте! Ребята, я хочу представить вам хозяйку лесного дома Бабу-Ягу.
Баба-Яга: "Любите, говорите в лесу гулять. Костры разжигать, цветы охапками рвать, гнезда разрушать, деревья ломать, ягоды рвать с кустами?"
(ответы детей)
-Да, нет Баба-Яга дети у нас хорошие любят природу, заботятся о ней.
Баба-Яга: "Для чего человеку нужен лес"?
-Лес - это удивительный мир.
Человек приходит в лес, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! "Совсем другой воздух", - говорите вы, входя в лес.
Баба-Яга: "Человек месяц может прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха - всего минуты. Леса - это "легкие планеты". Дерево "вдыхает" тот воздух, который выдыхаем мы, а "выдыхает" дерево "живой воздух", который мы называем кислородом и которым мы дышим. Без леса мы просто бы задохнулись. Вот почему надо беречь каждое дерево, каждое растение.
Баба-Яга:" Что еще дает человеку лес"?
Ответы детей - грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, строительный материал. А у вас что сделано из дерева? (ответы детей)
Баба-Яга:"Мы еще можем много говорить о пользе леса для человека, но вы дети должны запомнить раз и навсегда, лес наш друг и помощник, и относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно. Будьте защитниками природы!"
Баба-Яга: "И, напоследок, я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу:
- Нигде и никогда не ссорите. Это вредно и вам и природе.
- Собирая грибы, лекарственные растения и цветы, не берите у природы лишнего и благодарите ее за щедрость.
- Без нужды не топчите траву, не ломайте веток, не жгите костров. Не обижайте птиц и животных.
- Берегите зеленый наряд леса, своей улицы.
-Ребята, вы все являетесь учениками и наверняка знаете стихи о природе, давайте поблагодарим нашу гостью, рассказав стихи. Кто желает?
(Дети читают стихи)
Баба-Яга: "Спасибо огромное. Берегите природу. И всем до свидания!
- А сейчас, я предлагаю вам коллективное задание. Давайте разделимся на две подгруппы, у каждой подгруппы на столе лежит 0,5 листа ватмана, на нем вы должны изобразить лес, населив его таким количеством животных и растений, какое бы вы хотели в нем видеть. Ваша задача состоит в том, чтобы этот лес был как живой и, может быть, несколько загадочным. Вы можете приклеивать готовые образцы и рисовать что-либо, согласуя со своим воображением. Фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы в вашем распоряжении. На работу дается 8-12 минут. (Включается музыка, работы оцениваются всеми детьми, обращают внимание на успешные варианты решения поставленной задачи).
- Помните, в начале занятия я прочла вам небольшую цитату из книги М. М. Пришвина, которая начиналась словами: "Мы - хозяева природы. " Вы согласны с тем, что люди - хозяева природы? (Ответы детей)
- Правильно, человек - это никакой не хозяин, а часть природы, и так как он имеет разум и волю, то должен изучать природу и заботиться о ней. Ведь выпуская миллионы автомашин, строя фабрики и заводы, человек губит леса, а с ними исчезают животные, мелеют реки, изменяется климат. А в результате, начинает страдать сам человек, имея автомобили, компьютеры и стереосистемы, он все-таки не становится счастливее.
Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам в гости, а вас, ребята, я благодарю за то, что вы имеете уже столько знаний и в связи с этим, никогда не будете обижать птиц, зверей, рыб. И закончить наше занятия я хочу стихотворением:
"Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде!
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес!
Чтоб не застили небес
Тучи копоти и пыли,
Чтоб прозрачны реки были,
Будь здоров, зеленый лес!
Чтоб навеки не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший
Будь здоров, зеленый лес".