Шагалова Елена
Проект по экологии «Природа — наш родной дом»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Природа - наш родной дом».
Выполнила: старший воспитатель
Шагалова Е. Г.
2017-2018 уч. год
Проект на тему : «Природа – наш родной дом»
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Публикация «Проект по экологии „Природа — наш родной дом“» размещена в разделах
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Сегодня мы слышим все чаще и чаще: «Экология, экологическая ситуация, экологический кризис»… По результатам социологических исследований термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И конечно это не случайно, так как существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, угрозе всем формам жизни на Земле. Современной чертой суперматериалистического общества является снижение экологической устойчивости, вызванное негативными последствиями научно-технического процесса, разрушительной деятельностью человека по отношению к природе, а также девальвацией его духовных и нравственных норм и этических ценностей. В отношениях человека к человеку приоритетом в современном обществе являются материальные ценности, они распространяются на весь окружающий мир, включая и мир природы. Потребительское и неразумное отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и, в конечном счете, самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Однако в течение длительного времени деятельность человека ещё не наносила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине ХХ столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий ХХ века мир в результате безумного, стихийного воздействия человека на природу изменилась настолько, что проблема отношений общества и природы стала одной из самых актуальных проблем современности. Однако экологические проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы сохранения окружающей среды. Пагубное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития – физического, интеллектуального, духовного и т. д.
Природа – это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физических и материальных потребностей. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей более добрее, мягче, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотно воздействовать с миром природы. ХХI век должен стать веком новой мировоззренческой парадигмы, связанной с утверждением идей устойчивого развития на основе становления у каждого человека коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человека и природы. Этические основы взаимодействия человека и природы предполагают ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как к проявлению жизни на планете. Прагматическое воздействие базируется на необходимой каждому человеку системе знаний о природных объектах, предметах и явлениях, системе познавательных ценностей.
В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать у детей правильной восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к её объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.
Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год
Цель проекта : Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта :
1. Создать систему работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями на каждом этапе работы, проведя диагностику экологического развития детей.
2. Сформировать у старших дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание у детей взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Развивать познавательный интерес старших дошкольников к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
5. Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения самого ребенка и для природы.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
7. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
8. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Проблема:
Экологическая грамотность, бережное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача нашего МБДОУ.
Гипотеза: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях, в совместной деятельности детей с взрослыми;
- работа по экологическому воспитанию будет вестись в повседневной жизни с привлечением родителей.
Работа с детьми в МБДОУ:
1. Беседы педагога с детьми:
- познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
- пробудить чувство бережного отношения и сострадания к братьям нашим меньшим;
2. ООД; - первично - ознакомительные; углубленно - познавательные; - обобщающие;
3. Дидактические игры;
4. Изготовление гербария растений и деревьев;
5. Изобразительная деятельность детей;
6. Чтение художественной литературы;
7. Проведение акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой», «Мусор Земле не к лицу»
8. Просмотр презентаций «Вот и пришла золотая пора», «Животные нашего края», «Правила поведения в лесу», «Красная книга родного края»;
9. Познавательное развитие:
- рассказы из личного опыта;
-решение проблемных экологических ситуаций;
- экспериментирование и опытническая деятельность;
- беседы об охране природы.
10. Информационное поле для детей:
- выпуск плакатов и стенгазет;
-изготовление лэпбуков по временам года;
- использование дидактических тетрадей по временам года;
-интервьюирование.
Работа с детьми в семье:
1. Беседы родителей: «Лес - важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в парк, в лес, на водоем.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотр телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
- непосредственное участие в выпуске плакатов;
- участие в экологических акциях.
Материально-техническая база:
- развивающая предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- экологическая тропа на территории детского сада;
- огород на территории ДОУ;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, дидактические тетради для детей по временам года, фотографии, картины, лэпбуки по временам года, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- уголок экспериментальной и опытнической деятельности;
- библиотека книг с экологическим содержанием;
Ожидаемые результаты:
У детей:
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес детей к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
У педагогов:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
У родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования экологических мероприятий (акций, развлечений, КВН, выпуск плакатов экологического характера и др.).
Этапы работы:
1этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
-изучение программно - методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями:
- личностно - ориентированная;
- технология сотрудничества;
- программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.
- подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
-составление перспективного плана проведения ООД, совместной образовательной деятельности,
-наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,
- проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
- разработка конспектов ООД с использованием экологического материала,
-применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающих тематические наблюдения,
- использование художественного слова и загадок,
- проведение экологических праздников.
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, определение перспектив работы.
Тематическое планирование:
Тема: «Лес - многоэтажный дом»
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой», «Мусор Земле не к лицу»
Цель акций: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека, воспитывать желание проявлять заботу о птицах.
Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Тема: «Экскурсия в парк».
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Экскурсия на водоем».
Цель: организовать коллективную прогулку на водоем, понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Животные леса».
Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в различные времена года.
Тема: «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
Тема: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний о перелетных птицах.
Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Тема: «Красная книга»
Цель: расширить представления детей об охране растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека.
Результаты проекта :
В дошкольном возрасте в познавательной сфере происходят значительные изменения у ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических знаний у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру. Важнейшим показателем экологических знаний старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические знания и проявляется активное отношение к природе.
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта «Природа - наш родной дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных знаний о явлениях и объектах неживой и живой природы, которые необходимы для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора дидактических пособий. Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно : в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка. Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, которые формируют у детей их отношение к окружающему миру. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников в процессе дидактических пособий, как на занятиях в совместной деятельности, так и в повседневной жизни показал свою эффективность.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.