Елена Емельянова
Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Поможем утенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Б] в слогах и начале слова.
Задачи:
1. Автоматизировать произношение звука [Б] в прямых слогах и начале слова. Формировать чёткость произношения слов в процессе разучивания стихотворения. Продолжать вызывать звук [Ть].
Продолжить работу над постановкой звука [Ть].
2. Развивать слуховую память и зрительное внимание, выразительность речи.
Публикация «Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи „Поможем утенку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
3. Воспитывать доброжелательное отношение, интерес к объектам и явлениям окружающего мира, стремление к конструктивному взаимодействию.
Наглядный материал: театрализованная игрушка – утёнок; маски медвежонка и совёнка; иллюстрации: бочка, банан, бабушка, булка, банка, блины, тесто, медведь, гармошка; комочки ваты, синие фишки; ребристая дорожка.
Ход занятия:
Ребёнок входит в кабинет. Мы занимаем места за столом перед настенным зеркалом.
1. Игровая мотивация:
- Сегодня к нам в гости пришёл Утёнок. Он очень хочется познакомиться с тобой, Лизочка, и поиграть. Я думаю, ты подружишься с ним. (надеваю на руку театрализованную игрушку – утёнка)
У: Здравствуй, девочка! (протягиваю лапку утёнка девочке для приветствия) Ты такая красивая, и, наверное, очень добрая! (глажу лапкой игрушки девочку по голове, плечам) Как тебя зовут?
Р: Лиза.
У: Какое красивое имя! А, меня зовут Ясик. Лиза, я пришёл к тебе за помощью! У меня есть друзья – маленькие утятки. (показываю картинку с изображением утят) Они плохо умеют открывать клювики и кушать червячков, которые находит им мама.
Я: Не переживай, Ясик, мы с Лизой знаем интересную игру. Сейчас научим тебя в неё играть, а ты потом покажешь своим друзьям.
Артикуляционная гимнастика:
Гимнастика для губ:
«Птенчики» - в гнёздышке сидели птенчики и были очень радостные (губы сомкнуты, растянуты в улыбке)
- но потом проголодались и стали просить червячков у мамы (губы вытянуты
вперёд, наподобие клювика, смыкаем и размыкаем губы)
- прилетела мама, дала всем птенчикам червячков и они стали снова весёлыми
(губы сомкнуты, растянуты в улыбке)
(Упражнение выполняем 3 раза)
У: Ой, спасибо! Какая интересная игра! Утятам она очень понравится!
Я: Ясик, а у нас с Лизой ещё одна интересная игра! Поиграем все вместе!
Упражнения для развития силы голоса:
«Пароход» - издаем носовой звук, губы плотно сомкнуты («гудим» носиком, рукой проводим по ребристой дорожке (пароход плывёт по волнам, движения руки совпадают со звуком.
«Медведь» - рот открыт, уголки губ растянуты в стороны, произносим длительный звук «э-э-э», напрягая голосовые связки, прикладываем руку к горлышку, отмечаем, что оно напряжено («горлышко работает»).
«Гармошка» - рот открыт, уголки губ растянуты в улыбке, произносим длительный звук «и-и-и», тактильным анализатором (рукой) отслеживаем вибрацию и напряжения голосовых связок (прикладываем руку к шее - «горлышко работает»).
Я: Молодец, Лиза! Ясик, а тебе понравилось играть с нами?
У: Конечно, Лиза так хорошо выполняет упражнения. Я у неё буду всему учиться! Можно?
Р: Да!
Я: Ясик, мы поделимся с тобой секретом! Лиза очень хорошо умеет произносить песенку барабана. Хочешь послушать?
У: Конечно! Я тоже буду учиться у Лизы!
2. Изолированное произношение звука «Б» :
Ребёнок произносит звук, я слежу за артикуляцией, чёткостью произношения, направляю и помогаю своим показом, указаниями (Лиза, будь внимательна! Губки плотно закрыты, как дверь, а потом резко открываются! Горлышко напряжено, оно не отдыхает, работает! Следи за ним с помощью своих пальчиков! Они нам подскажут! и т. д.) Использую тактильно-вибрационный контроль.
3. Произношение звука «Б» в слогах:
Я: Лиза, Ясик хочет поиграть с тобой в игру «Попугай». Он будет говорить слоги, а ты повторять за ним!
У: Ба!
Р: Ба!
и т. д.
Ряды слогов :
Я: Чудесно звучит наш барабанчик! Умница, Лиза! Давай, покажем Ясику, как мы ещё умеем «барабанить»!
Ба – ба –ба
Бо – бо - бо 2-3 раза
Бу – бу – бу
Аба – аба
Оба – оба 2 раза
Уба – уба
Во время произношения слогов, предлагаю ребёнку, помогать тактильным анализатором (указательным пальцем) контролировать количество слогов : с каждым слогом пальчик перемещается по фишкам или ваткам (снежки).
Произношение звука «Б» в начале слова:
У: Лиза, я принёс картинки, но не знаю, что на них нарисовано. Ты мне не поможешь?
Р: Помогу!
Ребёнок рассматривает картинки с изображением предметов, чьё название начинается с твердого звука «Б». Называет рисунки: бочка, банан, бабушка (баба, банка, булка.
(Слежу за чёткостью и правильностью произношения звука «Б», помогаю своим показом, указаниями: Лиза, давай вспомним, как наши губки плотно закрываются, а потом с силой открываются и получается звук барабанчика и т. д.)
Динамическая пауза:
У: Спасибо, Лиза! Ты мне так помогла! А, давайте теперь пойдём играть на «улицу»!
Р: Давай!
Я: Ясик, а ты не забыл какое у нас сейчас время года?
У: Ой, не помню. Может быть осень?
Р: Зима!
Я: Правильно, Лиза! Уже наступила зима! Пойдёмте встретим её! А, что бы нам всем было очень весело, давайте превратимся в зверят! Лиза будет медвежонком, я совёнком, а Ясик у нас утёнок! (помогаю ребёнку надеть маску медвежонка)
Встаём из-за стола. Выходим на ковёр, на середину кабинета. Я встаю напротив ребёнка.
Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)
Будем зиму мы встречать! (разводим руки в разные стороны, слегка приседаем)
Что зима нам принесла? (показываем рукой в сторону окна)
Ветер, снег и холода! (хлопаем в ладоши)
Выполняем 2 раза.
Постановка звука [Ть].
Я: Как мы хорошо поиграли! Зиму встретили! Замёрзли немножко? Давайте согреемся горячим чаем с блинами! Ясик, сейчас Лиза покажет тебе, как готовим вкусные блинчики! (перед ребёнком иллюстрации с изображением теста и блинов)
Артикуляционное упражнение: «Месим тесто» - широкий язычок зажимаем зубками и произносим: «тя – тя – тя». «Вот, какой блинчик!» - широкий язычок кладём на нижнюю губку, показываем, какой блин испекли.
У: Ах, какие замечательные блиночки!
Пальчиковая гимнастика «Лыжи, санки и коньки».
Я: После горячего чаю и блинов прокатимся по зимнему снегу!
Лыжи (ладони скользят по столу)
Санки (ладони сдвинуты вместе, движения от себя)
И коньки (ладони поставлены ребром)
Мчатся наперегонки (движения в разные стороны)
Разучивание стихотворения к новогоднему празднику.
Я: Зима – чудесное время года! Зимой к нам приходит волшебный праздник. Помните, как он называется?
Р: Новый год.
Я: Правильно, Лиза! Все готовятся к празднику, и мы тоже готовим стишок для деда Мороза и всех гостей.
Выпал снег на дома,
К нам опять идёт зима!
Вот снег, вот лёд!
Будет скоро новый год!
Разучиваем первую строчку стихотворения, проговаривая каждый слог, соединяя в слова. (использую фоноритмику, тактильные анализаторы).
Итог занятия :
У: Как же мне понравилось сегодня играть с вами! Лиза, можно я ещё буду приходить учиться у тебя упражнениям и играм?
Р: Да!
У: Теперь мне пора спешить к своим друзьям – маленьким утятам!
Р: Пока, Ясик! Приходи к нам ещё!