Марина Крутых
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать
Природа – это среда, из которой, как цветы выросли все наши человеческие таланты.
М. Пришвин
Сегодня как никогда актуальна тема экологического воспитания дошкольников, так как в современном мире мы находимся на пороге экологической катастрофы, и даже привычный уклад жизни, наше будущее находится под угрозой. Поэтому, несомненно, экологическое воспитание и образование являются актуальными проблемами человечества. Развивать экологическую культуру, разумное отношение к природе нужно с самого раннего возраста. Это важная составляющая и нравственного, и патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это систематическое и целенаправленное формирование эмоционально-нравственного, гуманного отношения к природе, общепринятых этических норм поведения в окружающей среде.
Экологическое воспитание тесно связано с экологической культурой. Экологическая культура – это знание основных законов природы, принятие необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности и быту, а также стремление к осознанному природопользованию.
Главенствующую роль в воспитании экологической культуры играет просветительская, образовательная, трудовая деятельность, привитие нравственных норм, ценностей и культурных традиций.
В процессе экологического воспитания в ДОУ используются как традиционные методы (тематические беседы, экскурсии, игр, так и инновационные (экологические проекты, опросы, экспериментирование, экологические викторины и акции).
При реализации экологического воспитания важную роль играет экологическая среда, наполняемость ее (организация природных уголков в ДОУ, предметные детские энциклопедии, тематические настольные игры, дидактические материалы, уголки экспериментирования с природными материалами, мини-музеи и коллекции природных материалов).
Методы экологического воспитания : наглядные, практические, словесные (просветительские). Все три метода тесно связаны друг с другом, и привитие экологической культуры требует одновременного применения всех трех методов. Это и беседы, и экологические уроки, включающие в себя демонстрацию наглядных материалов, картинок, плакатов, иллюстраций, гербариев, природных материалов, использование ролевых, дидактических, подвижных игр на занятиях, во время тематической беседы, а также театрализованная деятельность, викторины, различные спортивные мероприятия. Последующее закрепление полученных знаний и навыков на практике: организация выставок, мини-музеев, трудовая деятельность, организация мини-огородов, ботанических уголков с последующим наблюдением, ведение дневников природы, организация экологической тропы, проведение экскурсий старшими дошкольниками для младших.
При воспитании экологической культуры не стоит забывать и о традициях своего народа, накопленном опыте поколений. Сюда входит знакомство с приметами о природе родного края, заучивание пословиц и поговорок о природе, природных явлениях, изучение закличек, приговорок, сказок, использование русских народных игр. Всего того, чем богато устное народное творчество.
Еще одна составляющая экологического воспитания – это знакомство с литературными произведениями о природе классиков и современных авторов. Сюда входят и стихотворения, и рассказы, сказки, былины, описывающие красоту родной природы.
Кроме того, не стоит забывать и о таком современном направлении экологического воспитания, как вторичное использование сырья, создание поделок из бросового материала. Использование бросового материала развивает у дошкольников бережливость, уважение к труду взрослых, расширяет границы собственной фантазии, служит прекрасной возможностью для самореализации, самовыражения, чувства гордости за проделанную работу, а следовательно способствует повышению самооценки.
Воспитание экологической культуры дошкольников невозможно без привлечения родителей и других членов семьи дошкольника. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на культурно-нравственное воспитание ребенка. Сюда же относится и экологическое воспитание. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.
Знакомясь в раннем возрасте с нормами и правилами поведения в окружающей среде дошкольники учатся бережному, разумному природопользованию. А это в свою очередь способствует накоплению знаний об окружающем мире, о нашей планете.