Юлия Гриненко
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Гордиенко Лиана Евгеньева, Гриненко Юлия Валериевна, Шаповаленко Валентина Николаевна
Воспитатели, МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Дошкольное образование
Много лет человечество живет на прекрасной планете под названием Земля и пользуется всеми ее богатствами, любуется ее красотами. На нашей планете множество широких рек, бескрайних морей, озер, высоких гор, плодородных земель, полезных ископаемых, лесов. Все это нуждается в бережном, заботливом отношении со стороны человека. К сожалению, многие люди это не сразу поняли, такт как с детства им внушали, что взять у природы все ее богатства – первостепенная задача человека. В результате этой абсурдной деятельности с каждым днем все больше и больше загрязняется окружающая среда, исчезают различные виды растений и животных, меняется климат, нарушаются законы природы.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
И только в последнее время у людей начало меняться мировоззрение, и мы осознали, что необходимо бережно, заботливо относиться в окружающему нас миру, рационально использовать природные ресурсы. Чтобы сохранить наши планету пригодной для жизни последующих поколений, необходимо с детства приучать каждого человека любить и беречь родную природу.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ правильного взаимоотношения с природой. Ведь ребенок, как губка, впитывает в себя новые знания и представления о том мире, в котором он живет. Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того, чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитание и обучение ребёнка, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить относительной гармонии с природой.
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование системы элементарных, научных, экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
2. Формирование первоначальных умение и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого себя ребенка поведения.
3. Формирование умение и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
4. Развитие познавательного интереса к миру природы.
5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
6. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.
7. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Для решения этих задач существует много разных средств и методов. Так, у нас в дошкольных группах МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» на участке создана экологическая тропа, по которой дети очень любят путешествовать. Ее маршрут проходит через лиственных и хвойных деревьев, мимо «птичьей столовой», мимо поваленного дерева и старого пня, где обитает множество насекомых, мимо муравейника, где неустанно трудятся муравьи, мимо цветника, огорода, участка с лекарственными травами «Зеленая аптека», мимо луга, поля с рожью и пшеницей. Во время прохождения экологической тропы дети наблюдают за жизнью растений и животных, замечают изменения в их жизни, учатся устанавливать, простейшие взаимосвязи в природе. Свои наблюдения дети заносят в календарь природы.
В теплое время года на огороде мы выращиваем различные овощи (огурцы, помидоры, картофель, капусту, перец, редис, свеклу и др., а зимой делаем огород на подоконнике, где сажаем лук, укроп, салат, петрушку, выращиваем рассаду помидоров и капусты. Дети следят за ростом и развитием овощей, учатся ухаживать за ними (готовят почву и семена к посеву, сажают семена, рыхлят почву, поливают, пропалывают, собирают урожай). Результаты своей деятельности отражают в дневнике.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеют ежедневные прогулки, на которых проводятся различные наблюдения, опыты и эксперименты, там же дети узнают и закрепляют на практике правила поведения в природе. Очень нравятся детям экскурсии (в лес, в парк, на берег реки, в поле, на луг. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать за большим количеством растений и животных в естественных условиях их обитания, могут собрать разнообразный природный материал, с которым потом работают в «Лаборатории природа», созданной в дошкольных группах. Там мы вместе с детьми проводит опыты с водой, песком, почвой, глиной, снегом, льдом и др. материалами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, в раскрытию ее тайн, развитию наблюдательности и логического мышления. Есть у нас и природный уголок, в котором находятся разные комнатные растения. Ухаживая за ними, дети видят и понимают, что без помощи человека комнатные растения не выживут, и поэтому с удовольствием помогают им (поливают, протирают листья, рыхлят почву).
Способствую экологическому воспитанию дошкольников дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные) и подвижные игры. Мы часто проводит дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Кто где живет?», «С чьей ветки детки?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Найди по описанию», «Узнай по голосу», «Дикие и домашние животные», «Кто какую пользу принесет?», подвижные игры «Солнышко и дождик», «На прогулку», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Наседка и цыплята», «Зайка серый» и др. Во время этих игр уточняют, закрепляют и расширяют свои знания о природе.
Большую роль в воспитании у детей любви и бережного заботливого отношения к природе играет художественная литература. Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова учат детей видеть и понимать красоту родной природы, любоваться ею, учат заботиться о растениях и животных, помогать им. У детей дошкольного возраста еще преобладают сказочные представления об окружающем мире, о живот и неживой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится сказке, экологической сказке. Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи в природе, в фантазийной форме, формирующее экологическое, гуманное отношение человека к природе. Экологические сказки - уникальное средство экологического воспитания детей. Они дают детям знания о явлениях природы, о животном и растительном мире, о взаимоотношениях людей с окружающими миром природы. В доступной форме объясняют детям суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир, учат детей научному видению природы. Они нацелены на формирование у детей бережного отношения к природе. Экологические сказки воздействуют не только на сознание, но и на чувства ребенка. Очень полюбились детям сказки В. Бианки: «Сова», «Хвосты», Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил», Д. Мамин-Сибиряка «Серая шейка» и др. Во время этих игр дети уточняют, закрепляют и расширяют свои знания о природе.
Большую роль в воспитании у детей любви и бережного заботливого отношения к природе играет художественная литература. Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова учат видеть и понимать красоту родной природы, любоваться ею, учат заботиться о растениях и животных, помогать им. У детей дошкольного возраста еще преобладают сказочные представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится сказке, экологической сказке. Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующее экологическое, гуманное отношение к природе. Экологические сказки – уникальное средство экологического воспитания детей. Они дают детям знания о явлениях природы, о животном и растительном мире, о взаимоотношениях людей с окружающим миром природы. В доступной форме объясняют детям суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир, учат детей научному видению природы. Они нацелены на формирование у детей бережного отношения к природе. Экологические сказки воздействуют не только на сознание, но и на чувства ребенка. Очень полюбились детям сказки В. Бианки «Хвосты», «Сова», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямы козел», «Сказка про Козявочку», Н. Сладкова «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша», Р. Киплинга «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы».
Экологическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей. Ведь родители - это первые воспитатели и учителя своих детей. Дети во всем подражают своим родителям, берут с низ пример. Поэтому воспитать в детей бережное и заботливое отношение к природе возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Ребенку сложно понять и осознать, что надо любить и беречь природу, если сами родители этого не делают. Для повышения экологической культуры родителей мы проводим родительские собрания экологической направленности, экологические викторины игры «Поле чудес» «Зов джунглей», готовим консультации для родителей на экологические темы, организуем выставки, конкурсы поделок из природного материала, проводим совместные экологические акции : «Мы кормушку смастерили», «Птичья столовая», «Покормите птиц зимой!», «Деревья растут вместе с малышами» и др.
Проводимая нами работа по экологическому воспитанию дошкольников способствует более осознанному пониманию детьми законов природы, природных явлений и способствует формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение человека к окружающей природной среде и во взрослой жизни. Все хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши, чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!