Зинатулина Альбина
Экологическое воспитание детей в старшей группе детского сада
▼ Скачать
Экологическое воспитание детей в старшей группе детского сада.
Экологическому воспитанию детей в нашей группе уделяется большое внимание.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
Публикация «Экологическое воспитание детей в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, о природе использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбираем быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.
На участке создан Уголок лекарственных трав, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).
Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астра, календула, космея, колокольчик). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.
Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность.
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.
Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование предпосылок экологического сознания.
В старшей группе детского сада были разработаны и проведены проекты «Земля - Наш дом», «Русская березка - краса леса», «Зимующие птицы Урала», «Лес – наше богатство», «Лекарственные растения», «Животный мир Южного Урала». По продолжительности проекты разделяются на долгосрочные и краткосрочные. В разработке и проведении проектов активное участие принимали родители: подбирали картинки и фотографии, стихи и загадки, рисовали рисунки, оформляли выставки.
Систематически проводим экологические акции, такие как: «Покормите птиц зимой», «Каждому певцу по дворцу», «Чистый город», «Полечим дерево», «Берегите лес», «Эколята».
Для детей старшего дошкольного возраста были проведены викторины «Что ты знаешь о деревьях?», «Загадки простой воды», игра «Поле чудес» - «Дикие животные».
Опытно – экспериментальная работа проводится циклами по темам: «Вода», «Земля», «Воздух». Дети проводят простые опыты самостоятельно в уголке экспериментирования.
Использую в своей работе экологические макеты, они дают возможность описывать новые объекты, сравнивать их, обобщать и систематизировать знания детей о природе. Разработали такие макеты как «Путешествие солнечного лучика», «Этажи леса», «Круговорот воды в природе» и т. д.
Уроки доброты по времени непродолжительны, но формируют положительное отношение к природе, желание помочь ей и беречь. Провели уроки доброты «Что рассказала тебе природа?», «Как ты проявляешь любовь к животным?», «Что значит быть ответственным?».
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, используя разнообразные методы и формы работы, он должен развивать экологическое мировоззрение ребенка, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию в дошкольной организации должна начинаться с раннего возраста и, усложняясь, проводится самым серьезным образом на протяжении всего дошкольного детства. Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников покажет свои результаты и мы вырастим поколение сознательных граждан, понимающих свое место и роль в природе.