Наталья Пономарёва
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Реализуя программу воспитания патриотической направленности: у ребенка формируется богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы реализуется в таких видах детской деятельности, как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из природного материала. Экологическое развитие осуществляется в процессе освоения детьми всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Для решения задач экологической направленности мы используем «Развивающие игры Воскобовича» : «Фиолетовый лес», Коврограф «Ларчик», МиниЛарчик, «Игровизор», игры «Чудо-соты 1» и «Чудо-крестики 2».
Игровая технология В. В. Воскобовича соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Развитие мышления и воображения помогает ребенку различать реальную жизнь и фантазии. Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребенок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Сначала мы читаем дошкольникам сказку по экологическому воспитанию разработанную авторами, визуализируя ее с помощью развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» и элементов к ней, далее полученные знания дети закрепляют в НОД, в ходе режимных моментов, в свободном взаимодействии, а также в предварительно организованной нами самостоятельной деятельности детей.
Так как в игровой деятельности, в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет, для развития речи ребенка, мы дополнительно просим прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.
«Фиолетовый лес» - это сказочное пространство, которое в сочетании с разнообразными играми и сказочными героями дает возможность формирования экологического сознания, а в дальнейшем – экологически правильного поведения.
Игры и пособия, применяемые в совокупности с «Фиолетовым лесом», используем вариативно с учетом уровня сложности для детей с различными возможностями, но при этом гарантируя успех каждому ребенку.
Для развития внимания, памяти, речи; закрепления представлений об осенних изменениях в природе (день становится короче, листья желтеют, краснеют, опадают, идут дожди); закрепления основных признаков зимы, мы используем игры : «Пришла осень в Фиолетовый лес», «Зима в Фиолетовом лесу», «Когда это бывает?».
Для развития внимания, мышления и координации движений используем игру «Откуда выпал листик?». Дети подбирают листочки в отверстия на кроне.
Чтобы сформировать у детей первые представления о круговороте воды в природе; повторить свойство воды (капает, брызгает, струится, мочит предметы) используем игру «Ходят капельки по кругу».
Чтобы расширить и закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных, их места обитания; развить наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогатить словарь; воспитать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь, мы используем игры : «Вот такие мы разные», «Узнай по описанию», «Собери животное», «Береги природу», «Что хорошо, что плохо».
Для закрепления умения детей классифицировать птиц по видам –перелетные птицы, зимующие используем игры : «Зимующие и перелетные птицы», «Четвертый лишний».
Для развития у детей воображения; стимулирования творческого потенциала; закрепления знаний о названиях частей растений и об их назначении, роли для жизни растений, мы используем игры : «Лужок с цветами», «А это зачем?», «Вкусный цветок».
Применяем «Игровизор», дети с интересом рисуют и дорисовывают по клеточкам животных, насекомых, деревья, цветы. С помощью игр: лабиринт «Найди листья плодов», «Узнай силуэт животного», «Найди детеныша и его маму»; «Четвертый лишний» закрепляют знания о животных, овощах, фруктах и т. д.
Игры «Чудо-соты 1» и «Чудо-крестики 2» имеют схематические рисунки, с помощью которых дети складывают силуэт из частей крестиков (сот) или придумывают предметный силуэт самостоятельно и дают название. Игровые технологии В. В. Воскобовича помогают закрепить особенности строения животных, птиц, рыб, растений, насекомых.
С помощью игр экологического содержания у детей вырос уровень формирования экологических представлений, дети закрепили и расширили имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать.
Общение с природой положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче. У детей появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Дети не ломают ветки, не топчут цветы, не разрушают муравейники, не разоряют птичьи гнезда, возмущаются, когда их ровесники и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.