Татьяна Попова
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
В связи с введением ФГОС ДО при организации образовательной деятельности для эффективности развития детей преобладает использование проблемного метода и метода экспериментирования.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования, настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Вместе с тем, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между необходимостью экологического воспитания детей посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность и не достаточной проработанностью организации этого вида деятельности в разных возрастных группах.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной с взрослым экспериментальной деятельности.
Длительность работы над опытом.
Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения уровня экологического воспитания у детей дошкольного возраста, сформированности у них элементарных экологических знаний и недостаточными возможностями традиционного обучения, разделила на несколько этапов.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность.
Теоретическая база опыта
В работе над проблемой опиралась на идеи ведущего ученого в области исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделял деятельность экспериментирования. Это истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» : сказал Н. Н. Подьяков. По мнению академика: в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Задача воспитателя в процессе детского экспериментирования – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность. Сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников :
- Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
- Второй вид ориентировочно–исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.
Анализ образовательной программы позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию.
Поэтому данный опыт представляет собой попытку раскрытия системы содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников с учётом возраста.
Для этого были рассмотрены значения понятий:
1. экспериментирование
2. экология
3. воспитание
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Слово «Экология» в «Толковом словаре русского языка» С. И Ожегова определяется как наука о растительных и животных организмов друг другу и жизни к окружающей среде.
Воспитание – это навыки поведения, привитые семьей, детским садом, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Теоретический анализ, проведенный по проблеме становления опыта, позволил выделить три уровня экологического развития у детей дошкольного возраста : высокий, средний, низкий.
Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста :
Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрес-сивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объ-ектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с при-родой. Не умеют ухаживать за живыми существами.
Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными жи-вотными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных — в основном движение, питание; у растений — рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями - природных объектов — практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а неполучение качественного результата, важного для жизни живого.
Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Представленные уровни послужили ориентиром для оценки экологического воспитания детей. При организации работы по экологическому образо-ванию следует ориентироваться преимущественно на второй уровень, характерный для большинства дошкольников. Дети первого уровня экологической воспитанности в большей степени нуждаются в индивидуальной работе.
Была проведена диагностика по методике Прохоровой Л. Н., Афанасьевой О. В. для выявления уровней развития исследовательской активности детей в процессе экспериментирования:
1-й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.
2-й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поис-ковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствует нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.
3-й уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, т. е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Практика показала, что в ходе правильно организованного взаимодействия с детьми их исследовательская деятельность развивается от исходного уровня к более высоким показателям.
Новизна опыта
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала для дошкольников.
Раздел II
Технология описания опыта
Цель работы заключается в создании условий для формирования основ целостного мировидения дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-познавательной деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, экологической грамотности.
В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта была разработана система работы :
- элементарные опыты
- проблемные и поисковые ситуации
- экологические проекты
Были изучены теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике, работы ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявлена необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
При организации деятельности по экспериментированию, использовались программы и методики:
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
- занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;
- Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой.
Была разработана и проведена диагностика детей, с целью фиксирования личностного роста и развития детей.
Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.
Также был разработан перспективный план на учебный год по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, а так же образовательные ситуации с элементами экспериментирования.
Проводилось обогащение предметно – развивающей среды для реализации на практике экспериментально деятельности детей – оформлен центр «Хочу все знать», который включает оборудование и материалы, мнемотаблицы, алгоритмы безопасностной работы с различными материалами, необходимые для проведения опытов :
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки,
природный материал (камешки, песок, семена)
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)
прочие материалы – лупы.
Значительную часть такого оборудования собрали из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами экспериментальной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Планируя экспериментальную деятельность, были выделены основные формы работы :
Работа с детьми :
- занятия с элементами экспериментирования
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
Работа с родителями :
- консультации для родителей по данной теме, памятки, участие родителей в экспериментальной деятельности.
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности учили детей способам экспериментальной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Образовательные ситуации начиналась с сюрпризного момента. С постановки проблемы, для вызывания и поддержания интереса детей к изучаемой теме для решения поставленных задач. (Приложение № 4)
Опыты напоминают детям «фокусы». Они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. (Приложение № 5)
Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Не следует торопиться с ответом, что способствует тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумывалась организация предметно-пространственной развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Чтобы успешно решать задачи ознакомления с живой природой, совместно с детьми высаживали рассаду и семена на грядке ДОУ, дополняли центр природы комнатными растениями.
Привлекая детей в центр природы, решали задачи по расширению опыта, и его использованию в трудовой деятельности.
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно проводить опыты, проверять свои предположения, почувствовать себя исследователями.
При ознакомлении с тем, что уровень воды повышается при добавлении камней. (Пример)
- Какой вывод должны сделать дети?
Камешки (вода, заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.
Проблемные ситуации:
- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?
«Чудесная коробка» с предметами
Совместное начинание
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, перешли на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по экспериментально - познавательной деятельности.
следующие позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Организовывалась работа с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками.
Таким образом, обеспечивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирали объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе.
Предлагая детям поставить опыт, сообщалось им цель или задача таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Давалось время на обдумывание, и затем дети привлекались к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы поощряются дети, ищущие собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаются из поля зрения те дети, которые работают медленно, по какой-то причине отстают и теряют основную мысль.
Большое значение имеет экспериментальная деятельность в работе с детьми по экологическому воспитанию. Она развивает свободную творческую личность ребенка, познавательные способности, творческое воображение и мышление. Дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Данная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка. (Приложение №6)
На заключительном этапе эксперимента дошкольники подводили итоги и формулировали выводы.
Выводы проводились в словесной форме, а иногда избирались другие способы фиксирования результатов графически, оформлялись в рисунках.
Дети работали самостоятельно, по необходимости оказывали помощь, давали советы, интересовались результатами. По окончанию рассказывали: «Какого результата достигли? Как? (Каким способом) Что узнали нового, необычного? Что для этого делали?»
После эксперимента не должны упускаться воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Продолжительность эксперимента определяются многими факторами:
особенностями изучаемого явления,
наличием свободного времени,
состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
если дети устали, занятие заканчивалось ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе был велик, то продолжалась сверх запланированного времени.
Несмотря на то, что сторонников экспериментирования было больше, родители, которые положительно отнеслись к предложению, считали эту деятельность всего лишь интересным занятием и не понимали её ценность и значимость для развития ребёнка. В связи с этим встала необходимость проведения просветительской работы для родителей.
Через систему работы с родителями, которая включала такие формы как: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы старалась убеждать родителей в том, что экспериментирование способствует развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, помогает формированию произвольного внимания, обогащает представления о мире. (Приложение № 7) Многие родители согласились с важностью данного вопроса.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа целесообразна и полезна для развития детей. Экспериментальная деятельность способствовала развитию детей, помогла научить их анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах.
Раздел III
Результативность опыта
Критериями результативности опыта являются : качественные изменения в освоении экспериментальной деятельности.
Таблица 1.
Критерий Методики
1. Диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию детей Маркова Т. А. «Диагностические задания»
2. Качественные изменения в освоения экспериментальной деятельности
Прохорова Л. Н. «Выбор деятельности». Афанасьева О. В. «Что мне интересно»
Для выявления уровня успешности, насколько повысилась экологическое воспитание у дошкольников, были проведены те же диагностики, что и в начале опыта : высокий уровень (с 0% до 39%,средний (с 30 % до 56 %,низкий (с 70% до 5%). Результаты показали, что количество дошкольников, проявляющих устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, увеличилось до 47%. В группе не осталось детей, не проявляющих интереса к этой деятельности; существенно уменьшилось количество детей с низким уровнем, не умеющих принимать поставленную перед ними задачу (с 77% до 9%); увеличилось число детей со средним (с 23% до 52%) и высоким уровнем (с 0 % до 39%, т. е. дети стараются самостоятельно открыть для себя новые знания об объекте исследования, пытаются высказать гипотезу и доказать или опровергнуть её. Их действия носят поисковый характер, сопровождаются речью, если возникают проблемы, спрашивают, уточняют. Таким образом, можно отметить, что у детей проявляется устойчивый интерес к экспериментальной деятельности.
Подводя итог работы в целом, можно сделать вывод, что такая организация деятельности целесообразна и полезна для развития детей. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством вовлечения в экспериментальную деятельность помогла научить их анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах.