Наталья Шкляр
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.
Цель: Воспитывать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации и использование проектной деятельности.
Для достижения цели мной поставлены ряд задач:
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность» размещена в разделах
• Создать систему работы с воспитанниками для развития экологического воспитания посредствам проектной деятельности;
• Обобщить опыт своей работы по использованию проектной деятельности, как средство экологического воспитания;
• Оформить развивающую среду в группе и на территории детского сада, способствующую насыщенностью, трансформируемостью, вариативность, доступностью и безопасностью;
• Продумать модель взаимодействия с родителями воспитанников, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе выполнения экологических проектов.
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Почему же так необходимо начать воспитывать экологическую культуру у детей уже в детском саду? Все очень просто… Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста. Причем нужно использовать такие методы и формы работы с детьми, которые им интересны, доступны и дают возможность самостоятельно добывать знания.
Проектная деятельность межпредметна и полифункциональная. Интеграция знаний и умения детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.
Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации. ; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях его природы.
И еще об актуальности использования проектной деятельности в экологическом воспитании свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Именно он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным на этапе дошкольного обучения.
В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. Важно у детей старшей группы сформировать элементарные научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды.
Главными принципами отбора экологических знаний является принципы учета возрастных особенностей и научности, которые предусматривают усвоение детьми основных экологических идей и понятий.
Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, с семьи. Именно с примера своей семьи и близких, поведения в быту, у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, ведение и отходы домашнего хозяйства. И именно семья закладывает ценностно-смысловые установки необходимые для полноценного экологического воспитания детей.
В процессе экологического воспитания важно сформировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Устанавливать экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также формирую понимание взаимозависимости между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное.
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка, выстраивать процесс экологического воспитания детей, чтобы он являлся частью любой деятельности ребенка в рамках реализации образовательных областей программы.
Все вышеописанные методы и подходы воспитания экологической культуры воспитанников направлены также и на формирование элементарных экологических знаний. Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым. Уместно и убедительно здесь прозвучит пришвинская мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком».