Султанова Альфия Назиповна
Воспитание личности через экологическое образование
▼ Скачать + Заказать документы
“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.
Публикация «Воспитание личности через экологическое образование» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
И. Д. Зверев (Иван Дмитриевич Зверев — советский и российский учёный, педагог, академик и вице-президент Академии педагогических наук СССР.)
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания на протяжении всей жизни. Идея непрерывного экологического образования может быть обеспечена созданием определенной системы, начиная с детства.
Существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях интенсивно развиваются умственные и практические способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера.
Задача гармонического развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, способов овладения содержанием, но и достаточно высокий уровень развития его познавательных интересов, эмоциональной сферы и нравственной позиции. Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Воспитание у дошкольников общественно ценностных мотивов поведения (познавательных, нравственных и др.) – одна из главных задач, стоящих перед педагогикой.
Воспитание познавательных интересов – важная составная часть воспитания личности ребенка. Именно познавательный интерес, проявляющийся в многочисленных вопросах «зачем?», «почему?», «отчего?» помогают ребенку понять все новое, что привлекает его и вызывает удивление. Ребенок задает бесчисленное количество вопросов. Вопросы открывают ребенку мир, а нам мир ребенка: его заботы, переживания и интересы. Но всегда ли мы, взрослые, слышим эти вопросы? А всегда ли отвечаем? Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими и научными ценностями. Период формирования познавательного интереса – избирательной направленности на предметы и явления окружающей действительности, происходит в дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности.
В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
Значение формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи: Л. И. Божович, А. А. Люблинская, Л. С. Славина, В. С. Иванова, Е. Ф. Рыбалко. Они отмечали, что познавательный интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Психологи Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др. высказали мысль о том, что устойчивые познавательные интересы – верный признак умственной готовности ребенка к обучению в школе.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установления закономерности его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знание о живом организме позволяет ребёнку в дальнейшем осознать себя Человеком, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мировоззрения.
Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребёнок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определённому образу жизни.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердится в мире, укрепляет уверенность в себе в общении с окружающими.
Познавая, ребёнок осваивает представление о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знание приобретают качества системности. Тем самым возрастают возможности оперативной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Играя с растениями и животными, ребёнок учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.
А труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи животному, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально – волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Наконец художественно – творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивность, созидательные возможности в мире.
Важную роль в воспитании экологической культуры дошкольников играют: занятия, наблюдения, экскурсии, экологические игры и беседы, ведение календаря природы, опыты, эксперименты, путешествия по экологической тропе детского сада в любое время года. Ежедневные прогулки формируют умения и навыки наблюдать за природными объектами, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы. Для пробуждения в детях гуманного отношения к природе и жизни всего окружающего мира нужно проводить выставки детских рисунков «Береги природу!», «Мой край родной» и т. д., организовать выставки «Дары природы», акции, развлечения, которые обратят внимание детей на красоту и богатство природы в осеннее время года. Замечательные знания про зимнее время года воспитанники усвоят через тематические прогулки: «Зима», «Встреча с Зимушкой - зимой», «В гостях у снеговика».
В свое время Василий Александрович Сухомлинский строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, его деятельность несет гуманный характер, что приводит к всестороннему развитию личности.
В результате освоения детьми дошкольного возраста нарастающей программы значительно повышается уровень их экологического воспитания, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинное отношение к величайшей ценности – Жизни!