Приложение МААМ

Воспитание личности через экологическое образование

Султанова Альфия Назиповна
Воспитание личности через экологическое образование
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.

Публикация «Воспитание личности через экологическое образование» размещена в разделах

И. Д. Зверев (Иван Дмитриевич Зверев — советский и российский учёный, педагог, академик и вице-президент Академии педагогических наук СССР.)

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания на протяжении всей жизни. Идея непрерывного экологического образования может быть обеспечена созданием определенной системы, начиная с детства.

Существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях интенсивно развиваются умственные и практические способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера.

Задача гармонического развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, способов овладения содержанием, но и достаточно высокий уровень развития его познавательных интересов, эмоциональной сферы и нравственной позиции. Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Воспитание у дошкольников общественно ценностных мотивов поведения (познавательных, нравственных и др.) – одна из главных задач, стоящих перед педагогикой.

Воспитание познавательных интересов – важная составная часть воспитания личности ребенка. Именно познавательный интерес, проявляющийся в многочисленных вопросах «зачем?», «почему?», «отчего?» помогают ребенку понять все новое, что привлекает его и вызывает удивление. Ребенок задает бесчисленное количество вопросов. Вопросы открывают ребенку мир, а нам мир ребенка: его заботы, переживания и интересы. Но всегда ли мы, взрослые, слышим эти вопросы? А всегда ли отвечаем? Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими и научными ценностями. Период формирования познавательного интереса – избирательной направленности на предметы и явления окружающей действительности, происходит в дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

Значение формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи: Л. И. Божович, А. А. Люблинская, Л. С. Славина, В. С. Иванова, Е. Ф. Рыбалко. Они отмечали, что познавательный интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Психологи Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др. высказали мысль о том, что устойчивые познавательные интересы – верный признак умственной готовности ребенка к обучению в школе.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установления закономерности его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знание о живом организме позволяет ребёнку в дальнейшем осознать себя Человеком, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мировоззрения.

Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребёнок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определённому образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердится в мире, укрепляет уверенность в себе в общении с окружающими.

Познавая, ребёнок осваивает представление о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знание приобретают качества системности. Тем самым возрастают возможности оперативной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Играя с растениями и животными, ребёнок учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.

А труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи животному, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально – волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Наконец художественно – творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивность, созидательные возможности в мире.

Важную роль в воспитании экологической культуры дошкольников играют: занятия, наблюдения, экскурсии, экологические игры и беседы, ведение календаря природы, опыты, эксперименты, путешествия по экологической тропе детского сада в любое время года. Ежедневные прогулки формируют умения и навыки наблюдать за природными объектами, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы. Для пробуждения в детях гуманного отношения к природе и жизни всего окружающего мира нужно проводить выставки детских рисунков «Береги природу!», «Мой край родной» и т. д., организовать выставки «Дары природы», акции, развлечения, которые обратят внимание детей на красоту и богатство природы в осеннее время года. Замечательные знания про зимнее время года воспитанники усвоят через тематические прогулки: «Зима», «Встреча с Зимушкой - зимой», «В гостях у снеговика».

В свое время Василий Александрович Сухомлинский строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, его деятельность несет гуманный характер, что приводит к всестороннему развитию личности.

В результате освоения детьми дошкольного возраста нарастающей программы значительно повышается уровень их экологического воспитания, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинное отношение к величайшей ценности – Жизни!

Публикации по теме:

Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических.

Консультация для воспитателей «Формирование безопасной жизнедеятельности детей через экологическое воспитание» Дошкольный возраст -важнейший период,когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,здорового.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Отчет «Экологическое воспитание дошкольников через знакомство с природой леса» (презентация) Заканчивается учебный год и все мы подводим итоги этого года. Темой самообразования в этом году я брала «Экологическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Педагогический совет на тему «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение к народной культуре» Повестка дня: 1. Актуальность проблемы воспитания духово- нравственной личности в современных условиях. Дискуссия педагогов. 2. Понятие.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Основой вырабатывания у детей экологической ответственности является постепенный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Мир, окружающий ребёнка, - эта, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни через наблюдения. Ж. Р. Думанишева, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№21» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ.

Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ "Центр развития ребенка д/с "Сосны": Петухова В. Н. Родная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание личности через экологическое образование
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 19:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание личности через экологическое образование» (включая файлы) размещена пользователем Султанова Альфия Назиповна (УИ 149722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД