МААМ-картинки

Экологическое образование дошкольников

Светлана Шестакова
Экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование дошкольников

через реализацию совместных проектов в рамках социального партнерства.

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения и системы образования в целом. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Публикация «Экологическое образование дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду «Ласточка» создана система работы по экологическому воспитанию, девиз которой «Любить, ценить и охранять!». Главные задачи экологической работы нашего дошкольного учреждения, это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В рамках ФГОС дошкольного образования образовательный процесс с детьми строится по трем основным блокам: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Экологическое воспитание детей ведё тся в нескольких направлениях:

- наблюдение за живой и неживой природой через экскурсии и прогулки,

- проведение опытов с природным материалом,

- проведение игр природоведческого содержания,

- чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток,

- организация труда на огороде и цветнике детского сада,

- участие в природоохранных акциях,

- участие в фольклорных праздниках.

Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой. Ведь дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания. Знания о природе детям в системе даем мы, педагоги, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка.

Я поставила задачу показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. Данную работу я проводила, основываясь на педагогике сотрудничества, в двух направлениях: педагог - родитель; педагог - ребенок - родитель. Для этого использовала инновационную технологию – метод проектов.

В старшей группе был реализован экологический проект «Знатоки природы». В основе проекта лежала проблема, для решения которой потребовался исследовательский поиск, развитие коммуникативных способностей детей, сотворчество ребят и взрослых.

В группе был создан уголок природы, который знакомил детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, в весеннее время мы сажали «Огород на окне», где дети наблюдали за ростом лука, за распусканием почек (веточки деревьев).

На прогулках знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для игр на участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных». Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Большую работу проводим на огороде детского сада. Вместе с детьми сажали лук, пропалывали его, собирали урожай. Дети это делали с большим желанием.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто в работе с детьми я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети и родители нашей группы приняли участие в конкурсах рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Лучшая поделка из природного материала». Дома дети стараются привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Одними из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Дети и родители участвовали в акции «Птицы - наши друзья», делали кормушки для птиц. На протяжении всей зимы мы подкармливаем птиц на участке детского сада.

Работа по экологическому воспитанию проходит через мини-музей детского сада «Красный Холм – моя малая Родина». По экологическому направлению была подготовлена большая фотовыставка и проведена музейная пятница, которую посетили 14 семей.

Большую роль в экологическом образовании воспитанников ДОУ играет сотрудничество с Краснохолмским краеведческим музеем, который дети посещают один раз в квартал. Очень интересно прошли экскурсии по знакомству с птицами и насекомыми нашего края.

С наступлением весны дети закрепляют полученные знания на практике. В детском саду проводятся работы по благоустройству участков, посадке огорода и цветника, обновления детсадовского дворика, в них принимают участие все участники образовательного процесса : дети, родители и воспитатели.

По итогам проекта было проведено совместное развлечение с родителями «Знатоки природы», которое поводило повысить экологическую культуру взрослых и детей, сформировать бережное и заботливое отношение к природе.

В подготовительной группе совместно с районной детской библиотекой был реализован литературно-экологический проект «Создание книжки-малышки о природе». Старт этой деятельности был дан на родительской встрече, где я рассказала о роли экологического воспитания в развитии личности дошкольника, познакомила с целями и задачами проекта, подготовила для родителей практические задания. О работе по реализации проекта рассказала специалист детской библиотеки. Дети подготовили и показали экологическую сказку «На лесной тропинке».

В группе для ребят была оформлена большая выставка книг о природе, которые детям читали педагоги и родители. За время реализации проекта дети посещали библиотечные уроки, узнали много познавательной информации, разучивали стихи и песни, отгадывали загадки, отражали свои впечатления в рисунках. А дома вместе с родителями создавали маленькие интересные книжечки. В этой работе приняли участие 19 семей.

Родители воспитанников приняли активное участие в смотре - конкурсе экологических газет, по итогам которого две семьи из нашей группы поделили 1 место.

В финале проекта был проведен литературно-экологический праздник «Друзья природы- взрослые и дети», на котором ребята рассказали о прочитанных книгах, представили выставку рисунков, вспомнили правила поведения в природе. А родители воспитанников сделали презентацию своих книжек-малышек. В заключение праздника всем участникам проекта были вручены сертификаты. Сейчас книжки-малышки «живут» в группе и являются хорошим дидактическим пособием.

Работа по проекту достигла своей цели в развитии экологической культуры детей, в воспитании грамотного читателя, в приобщении семьи к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного учреждения.

Сотрудничество с социальными партнерами расширяет границы экологической работы с детьми. Воспитанники детского сада приняли активное участие в региональных конкурсах, организованных Тверской областной станцией юных натуралистов в рамках областного природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята», регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».

Дети рисовали бабочек из Красной книги Тверской области, в рамках экологического проекта «Эколята-дошколята» участвовали в конкурсе рисунков «Растения рядом с нами», «Зеленая планета глазами детей». Педагоги, дети и родители активно участвовали в районном конкурсе «Берегите природу», фотоконкурсе «Люблю тебя мой край родной», экологической игре-марафоне «Экологическая тропинка». Ребята под руководством музыкального руководителя подготовили литературно-музыкальную композицию «Давайте будем беречь планету!», показали ее детям, родителям и представили на конкурс. Дети также показали экологическую сказку «Пожар в лесу».

В результате проделанной работы мы получили положительные результаты: у детей сформировалось осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, они научились практическим действиям по охране природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников «Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических.

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Экологическое воспитание дошкольников Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с экологией. Экологическая культура, как качество личности, должна формироваться в процессе.

Экологическое воспитание дошкольников.Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей – является одной из самых актуальных проблем в нашем мире. Человек контактирует с природой с самого детства.

Экологическое воспитание дошкольников "Экологическое воспитание дошкольников" Из опыта работы Самсонкина А. М. воспитатель «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ "Центр развития ребенка д/с "Сосны": Петухова В. Н. Родная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 16:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шестакова (УИ 587649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД