Светлана Шестакова
Экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование дошкольников
через реализацию совместных проектов в рамках социального партнерства.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения и системы образования в целом. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Публикация «Экологическое образование дошкольников» размещена в разделах
В нашем детском саду «Ласточка» создана система работы по экологическому воспитанию, девиз которой «Любить, ценить и охранять!». Главные задачи экологической работы нашего дошкольного учреждения, это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В рамках ФГОС дошкольного образования образовательный процесс с детьми строится по трем основным блокам: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Экологическое воспитание детей ведё тся в нескольких направлениях:
- наблюдение за живой и неживой природой через экскурсии и прогулки,
- проведение опытов с природным материалом,
- проведение игр природоведческого содержания,
- чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток,
- организация труда на огороде и цветнике детского сада,
- участие в природоохранных акциях,
- участие в фольклорных праздниках.
Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой. Ведь дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.
Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания. Знания о природе детям в системе даем мы, педагоги, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка.
Я поставила задачу показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. Данную работу я проводила, основываясь на педагогике сотрудничества, в двух направлениях: педагог - родитель; педагог - ребенок - родитель. Для этого использовала инновационную технологию – метод проектов.
В старшей группе был реализован экологический проект «Знатоки природы». В основе проекта лежала проблема, для решения которой потребовался исследовательский поиск, развитие коммуникативных способностей детей, сотворчество ребят и взрослых.
В группе был создан уголок природы, который знакомил детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, в весеннее время мы сажали «Огород на окне», где дети наблюдали за ростом лука, за распусканием почек (веточки деревьев).
На прогулках знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для игр на участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных». Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Большую работу проводим на огороде детского сада. Вместе с детьми сажали лук, пропалывали его, собирали урожай. Дети это делали с большим желанием.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто в работе с детьми я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Дети и родители нашей группы приняли участие в конкурсах рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Лучшая поделка из природного материала». Дома дети стараются привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Одними из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Дети и родители участвовали в акции «Птицы - наши друзья», делали кормушки для птиц. На протяжении всей зимы мы подкармливаем птиц на участке детского сада.
Работа по экологическому воспитанию проходит через мини-музей детского сада «Красный Холм – моя малая Родина». По экологическому направлению была подготовлена большая фотовыставка и проведена музейная пятница, которую посетили 14 семей.
Большую роль в экологическом образовании воспитанников ДОУ играет сотрудничество с Краснохолмским краеведческим музеем, который дети посещают один раз в квартал. Очень интересно прошли экскурсии по знакомству с птицами и насекомыми нашего края.
С наступлением весны дети закрепляют полученные знания на практике. В детском саду проводятся работы по благоустройству участков, посадке огорода и цветника, обновления детсадовского дворика, в них принимают участие все участники образовательного процесса : дети, родители и воспитатели.
По итогам проекта было проведено совместное развлечение с родителями «Знатоки природы», которое поводило повысить экологическую культуру взрослых и детей, сформировать бережное и заботливое отношение к природе.
В подготовительной группе совместно с районной детской библиотекой был реализован литературно-экологический проект «Создание книжки-малышки о природе». Старт этой деятельности был дан на родительской встрече, где я рассказала о роли экологического воспитания в развитии личности дошкольника, познакомила с целями и задачами проекта, подготовила для родителей практические задания. О работе по реализации проекта рассказала специалист детской библиотеки. Дети подготовили и показали экологическую сказку «На лесной тропинке».
В группе для ребят была оформлена большая выставка книг о природе, которые детям читали педагоги и родители. За время реализации проекта дети посещали библиотечные уроки, узнали много познавательной информации, разучивали стихи и песни, отгадывали загадки, отражали свои впечатления в рисунках. А дома вместе с родителями создавали маленькие интересные книжечки. В этой работе приняли участие 19 семей.
Родители воспитанников приняли активное участие в смотре - конкурсе экологических газет, по итогам которого две семьи из нашей группы поделили 1 место.
В финале проекта был проведен литературно-экологический праздник «Друзья природы- взрослые и дети», на котором ребята рассказали о прочитанных книгах, представили выставку рисунков, вспомнили правила поведения в природе. А родители воспитанников сделали презентацию своих книжек-малышек. В заключение праздника всем участникам проекта были вручены сертификаты. Сейчас книжки-малышки «живут» в группе и являются хорошим дидактическим пособием.
Работа по проекту достигла своей цели в развитии экологической культуры детей, в воспитании грамотного читателя, в приобщении семьи к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного учреждения.
Сотрудничество с социальными партнерами расширяет границы экологической работы с детьми. Воспитанники детского сада приняли активное участие в региональных конкурсах, организованных Тверской областной станцией юных натуралистов в рамках областного природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята», регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».
Дети рисовали бабочек из Красной книги Тверской области, в рамках экологического проекта «Эколята-дошколята» участвовали в конкурсе рисунков «Растения рядом с нами», «Зеленая планета глазами детей». Педагоги, дети и родители активно участвовали в районном конкурсе «Берегите природу», фотоконкурсе «Люблю тебя мой край родной», экологической игре-марафоне «Экологическая тропинка». Ребята под руководством музыкального руководителя подготовили литературно-музыкальную композицию «Давайте будем беречь планету!», показали ее детям, родителям и представили на конкурс. Дети также показали экологическую сказку «Пожар в лесу».
В результате проделанной работы мы получили положительные результаты: у детей сформировалось осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, они научились практическим действиям по охране природы.