Вера Москалёва
Экологическо-патриотический проект «Береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Темочки:
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел» : первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Цель: Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия – неразделимые понятия;
2. Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель и родители.
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Вид проекта : долгосрочный (с 5.11 - 30.11. 2018)
Предполагаемые результаты:
Углубленные знания и представления детей о березе.
Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.
Развитие у детей активности, творческого потенциала.
Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный (разработка проекта).
Практический.
Заключительный (продукт проекта) :
-альбом "Люблю русскую красавицу";
- выставка детских рисунков, поделок;
-открытое мероприятие по теме: «Береза-символ России»
I. Подготовительный этап
Подготовить наглядный дидактический, демонстрационный материал.
Подобрать атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности.
Приготовить методическую, научную и художественную литературу,
Приобрести иллюстрированный материал по теме «Береза»
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Образовательная область Мероприятие Задачи
Развитие игровой деятельности Дидактические игры:
«Что сделано из берёзы?»
«Листики берёзки»
«Для чего это нужно»
«Найди листок березы», «Закончи фразу»,
«С кем дружит береза?»,
«Что сначала, что потом». "Найди листок, какой покажу"
Подвижные игры:
"Карлики - великаны"
"Раз, два, три - к березе беги"
Сюжетно – ролевые игры:
«Я, защитник природы»»;
Игры-задания:
«Узнай по форме»;
«Время -года» Учить самостоятельно организо-вывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулиро-вать творчество, развивать двига-тельную активность.
Физическое развитие Утренняя гимнастика
«Поход в березовую рощу».
Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро». Вызвать желание совершенство-вать свои физические качества, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Познавательное развитие
Выбор березки на территории детского сада.
Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза»
Рассматривание поделок из берёзы.
Исследовательская работа:
«Рассмотри кору берёзы бересты под лупой». Развивать познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой.
Дать детям знания о том, что бе-лый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизон-тальные полосы - это чечевички, через которые проходит кисло-род дереву. Береста состоит из нескольких слоёв - это опробко-вевшие клетки.
Труд Укрывание дерева первым слоем «одеяла» из опавших листьев
Укрывание дерева вторым слоем «одеяла» из снега Развивать трудовые навыки: силу, выносливость. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Социально-коммуникативное развитие Беседы:
«Берёза - символ России»
«Домашний доктор»
«Береза строить и жить помогает»
«Снятся ли березе сны»
(на прогулке)
«Праздники и обряды русского народа, посвященные березе» Воспитывать чувство уважения и любви к Родине, родной приро-де. Формировать эмоциональное восприятие образа русской берё-зы. дать знания о символе сла-вянского культа России – березе.
Продолжать знакомить детей с характерными признаками берё-зы, её значением в жизни людей; дать представления о полезных свойствах берёзы.
Формировать у детей представ-ление о березе, как о строитель-ном материале, познакомить ребят с основными поделками из березы, развивать логическое мышление
Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особеннос-тей растения к сезонным измене-ниям основных факторов приро-ды.
Познакомить с обычаями и обря-дами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Развитие речи Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Волшебная береза»
И. Соколов-Микитов «Береза».
Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»
Р н. сказка «Дурак и береза»
Пересказ р. н. сказки «Как коза избушку построила»
Заучивание стихотворений о березе : С. Есенин «Белая береза».
А. Прокофьев
«Люблю березку русскую»
Разучивание пословиц и поговорок.
Загадывание загадок.
Рассматривание с обсуждениями картин русских художников
И. И. Шишкин
«Ручей в берёзовом лесу».
А. А. Пластова «Сенокос»
Куинджи А. И. «Березовая роща»
И. И. Левитана «Золотая Осень»
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж» Расширить представление детей об образе берёзы в рассказах, сказках, в поэзии, в произведениях изобразительного искусства. Развивать речь, как средство об-щения в повседневной жизни. Расширить словарный запас детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка Рисование
«Осенняя береза»
Конструирование (ручной труд)
«Русская береза»
Лепка
«Ветка берёзы с серёжками». Формировать образ белостволь-ной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характер-ные особенности березы.
Развивать творческие способнос-ти; учить делать березку из бумаги.
Учить изображать ветку березы с сережками в барельефной лепке
«В золоте березонька»- хоровод
(сл. и муз. г. Вихаревой)
«Песня о Родине»
(сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек)
«Во поле береза стояла» - пение
«Ай да березка»- хоровод
(муз. Т. Попатенко) Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку. Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и наст-роение, выраженные в музыке.
Работа с родителями 1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
2. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
3. Помощь в оформлении:
альбома «Люблю русскую красавицу»; Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее.
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему береза является символом России и как необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.
Используемая литература.
1. Т. А. Шорыгина. «Деревья. Какие они?» М. : ГНОМ, 2003.
2. Н. С. Авдеев. «Русские пословицы и поговорки». Детская литература, 1996
3. Т. Поликарпова. «Две берёзы на холме». Детская литература, 2003.
4. Н. Данилков «Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы».
5. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г.
6. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М. ТЦ «Сфера», 2003г.
7. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.
8 Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.
9. Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева.» Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно-методическое пособие»/ -Липецк, Липецкий институт развития образования, 2013г.
10. О. Н. Сомкова Образовательная область «Коммуникация» Учебно – методическое пособие – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г