Мкртчян Жанна Анушавановна
Проект «Белая березка-символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 254
Проведения июневского проектной
познавательно-образовательной деятельности
на тему:
"Белая берёзка"
для детей подготовительной к школе группы 7
Составила и провела:
Воспитатель:
Мкртчян Жанна Анушавановна
Публикация «Проект „Белая березка-символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Темочки
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Тип проекта.
- информационный,
- исследовательский,
- творческий.
По времени проведения: долгосрочный (ежемесячно в течение учебного года).
По характеру проектирования : МБДОУ № 254 воспитанники подготовительной группы
Участники: дети подготовительной группы, педагог.
Актуальность:
- расширение кругозора дошкольника;
- повышение качества духовно-нравственного воспитания;
- формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью;.
Цели:
- воспитание любви к природе родного края, желание сохранять ее;
- воспитание патриотических чувств;
- разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о русской березе;
Задачи:
- развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;
- расширять кругозор на основе доступного материала;
- активизировать речь, расширить словарь;
- развивать творческие способности детей;
Формы реализации проекта :
- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
- целевые прогулки;
- труд на участке ДОУ;
- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);
Специфика работы с детьми заключается в том, что она проводится не только в ДОУ и на его участке, в сквере, парке, библиотеке и т. д.
Для выяснения отношения детей к определенному объекту и проверки знаний используются дидактические игры, загадки, викторина, изобразительная деятельность, беседы с детьми.
Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проведение анализа исполнения проекта.
Работа с детьми заключается в следующем:
- выявить знания детей о русской березе;
- заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;
- проведение дидактических игр;
- организация изобразительной деятельности;
- организация трудовой деятельности;
- фиксация наблюдений;
Результат проектной деятельности :
- расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека;
- повышает уровень педагогической культуры родителей;
- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства;
- развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.
Ход работы:
А где можно встретить, увидеть берёзку?
В лесу, на поляне, около дома.
Как называется лес, где растут одни берёзы (берёзовая роща).
Любят в нашей стране берёзу, потому что таких берёз и берёзовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром ей посвящают стихи и песни. Одну из песен мы сейчас и прослушаем просматривая слайды на экране.
Воспитатель: поэты и композиторы сочиняли стихи и песни о берёзке, а художники писали картины, любуясь берёзами. А где мы можем увидеть картины (в картинной галерее).
Приглашаю вас пройти в картинную галерею, где мы с вами познакомимся с некоторыми из репродукций, разных писателей.
Знакомство с картинами, вопросы по картинам.
Какие берёзы на картинах? Как автор изобразил их? В какое время года?
А кто-нибудь знает из вас стихотворение о берёзе?
Стихотворение «Береза» И. Прокофьева
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красными застежками, С зелеными сережками.
Воспитатель: С давних пор весной русские люди радовались ожившей берёзе, украшали её разноцветными лентами. Или одевали срубленную берёзу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда её изображала самая красивая девушка, обвитая берёзовыми ветками и водили вокруг неё хороводы.
Предлагаю вам отдохнуть и пройти в хоровод…
А, ну честной народ, становись-ка в хоровод.
Игра «Берёза» (Координация речи с движением, развитие речевого дыхания)
Береза моя, березонька. (Дети идут хороводом, взявшись за руки.)
Береза моя белая,
Береза кудрявая. (Меняет направление движения.)
Стоишь ты, березонька, (Встали, подъем рук вверх, вдох.)
Посреди долинушки (Опустили руки, выдох.)
На тебе, березонька, (Подъем рук, вдох.)
Листья зеленые (Опустили руки, выдох.)
Под тобой, березонька (Подъем рук, вдох.)
Трава шелковая. (Опустили руки, выдох.)
(Хоровод под фонограмму)
- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
(Рассматривание иллюстраций дерева в разные сезоны.)
Во все времена года берёза хороша!
Зимой – стоит она, как снегурочка, в своём искрящемся наряде.
Весной – на ветках нежные, клейкие листочки.
Летом – распускает шелестящие на ветру зелёные кудри.
Осенью – берёза покрыта желтой листвой, словно золотом. Кружатся в воздухе листья, ложатся на землю. Как называется это явление? (Листопад)
Воспитатель: Посмотрите на берёзу из чего она состоит? (ствол, корни, крона и т. д.)
Что защищает ствол берёзы от вредных воздействий?
Дети: кора.
Воспитатель: У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показать бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.
Воспитатель: вы мне сказали, что кора- это защитный слой дерева, и она не пропускает воду, а хотите ли вы сами в этом убедиться? Приглашаю вас в лабораторию…
Что вы видите перед собой? (ёмкости с водой, кора разных деревьев) Найдите кору берёзы.
Дети :сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Рассмотрим баночки с водой, в которые мы положили кору разных деревьев. Что произошло с корой берёзы, с корой. ?
Берёзовая кора на поверхности воды, она не пропускает воду, не впитывает её, поэтому не гниёт, и изделия из неё очень прочные и долговечные. А кора других деревьев стала мокрой и хрупкой. Ребята, мы справились с опытом.
А о полезных свойствах бересты люди узнали очень давно. Она прочна и долговечна. В древности люди писали на коре – она заменяла бумагу. Из берёзовой коры плели лапти, корзинки, лукошки, шкатулки, сосуды для питья. До сих пор в Великом Новгороде находят берестяные письма и грамоты, которым много веков. Раньше из листьев берёзы делали зелёную краску, из почек – коричневую.
Весной собирают почки – из них делают лекарства.
В годы войны пекли из коры хлеб.
Летом готовят берёзовые веники, ими парятся в бане, так как в берёзовых листочках мно-го полезных веществ.
Серёжки берёзы служат кормом многим птицам.
Есть старая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы.
Первая польза – больным на здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвёртая – людям колодец.
Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться.
Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали.
Третья – битые горшки, скреплённые берестой.
Четвёртая – «людям колодец» — берёзовый сок.
БЕРЁЗОВЫЙ СОК – удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие ранки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной три недели свежий берёзовый сок». Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.
Ранней весной, когда просыпается природа, по стволу берёзы начинает бежать берёзовый сок. (Сокодвижение)Но чтобы не повредить дереву его надо правильно собирать. Выбирают зрелую берёзу, делают надрез и подставляют ёмкость. Когда сок собран, место надреза надо замазать глиной или землёй, чтобы ранка быстрее затянулось и дерево не болело. А если собрать сок и уйти, не поблагодарив берёзку. Что же станет с деревом дальше? (Ответы детей.)
- Да, оно увянет к следующему году, или очень сильно будет болеть, ствол постепенно будет усыхать. Не залечив ранку, сок продолжает течь – это берёза плачет.
- Каждую берёзку нужно не только любить, но и беречь!
Полезны БЕРЁЗОВЫЕ ПОЧКИ. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало!
Из берёзы получаются крепкие топорища, колеса и другие изделия. И самые лучшие дрова – берёзовые.
Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. Лучший дёготь получали из бересты – нежной берёзовой кожицы. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.
А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.
Наблюдение «Возраст дерева»
Дерево растет и у него растут все его части. Ствол становится толще. Возраст дерева можно определить по годовым кольцам. Если год был благоприятный – то кольцо широкое, а если нет – то кольцо узкое. Сейчас давайте рассмотрим несколько спилов и сосчитает кольца. Так мы сможем узнать возраст деревьев. (Дети самостоятельно определяют возраст по спилам.)
Берёза – удивительное дерево. Она очень полюбилась русому народу за свою красоту, полезные свойства. Человек во все времена обращался к берёзе. Поэтому она является символом нашей родины России.
Итог:
Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «берёзового ситца», а берё зки так и описывал:
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. : вот как много мы рассказали о русской берёзе.