Олеся Савкина
Экологический проект «Значение лекарственных растений для человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мыскаменский детский сад «Колобок»
Экологический проект «Значение лекарственных растений для человека»
Автор: воспитатель Савкина Олеся Викторовна.
Вид проекта : среднесрочный, познавательно-исследовательский.
Срок реализации: 01.10. 16 г. по 01.11. 16г.
Публикация «Экологический проект „Значение лекарственных растений для человека“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представление о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья детей.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Задачи:
1. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, и правил использования.
2. Развивать речь, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания, отгадывать загадки; развивать игровое творчество, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе и родному краю.
Гипотеза: Если дети узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
Методы проекта : наглядные, словесные, игровые, исследовательские.
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они нам не только помогают дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нужно было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
К созданию проекта подвела одна беседа. Однажды, мы с детьми говорили о растениях. И задав вопрос «Могут ли растения лечить людей?», дети сказали, что некоторые растения являются лекарственными и могут заживлять раны. Артур Исманов (воспитанник подготовительной группы) рассказал один случай из своей жизни. Когда Артур и его родители отдыхали летом в деревне, он бегал по улице и вдруг, упал, поранив колено, было очень больно, и он заплакал. Я остановила рассказ Артура и спросила детей, чем можно было помочь Артуру? Было несколько предположений: быстро бежать к врачу, приложить подорожник, бежать к маме, чтобы она обработала рану зеленкой. Но Артур, продолжил свою историю сказав, что друг, с которым он играл, посоветовал сорвать листочек подорожника, протереть его и приложить к ране. Артур так и сделал. Немного подождав, боль утихла, и кровь перестала идти, и ребята продолжили игру на улице. Рассказав обо всем своим родителям, они похвалили сына за смелость и правильное решение в данной ситуации. Мы с ребятами рассмотрели засушенный листок подорожника через лупу. Отметили, что у него лист похож на «бинт», которым перевязывают раны. Я детям рассказала не только о том, что им можно остановить кровь, но и о других лечебных свойствах, которые применяют люди дома и в медицине.
Провела диагностику:
1. Какие представления имеют дети о лекарственных растениях, какие знают названия растений и как их различают.
2. Знают простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека.
3. Проявляют чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
4. Охотно участвуют в коллективной деятельности по проекту.
Содержание проекта.
1 этап. Опыты и исследовательская деятельность:
1.«Наблюдение за хлорофитумом».
Цель. Познакомить детей с хлорофитумом, его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, цветы, какие внешние условия необходимы хлорофитуму, для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2. Беседа «Лекарственные растения».
Цель. Выяснить представление о лекарственных растениях, отношение детей к ним, заинтересовать проблемой (презентация).
3. Чтение литературных произведений: А. Онегова «Тропинка полевая», Н. Павловой «Загадки цветов», Ю. Горбунов «Разноцветный хоровод», П. Синявский «Зелёная аптека». В. Бианки «О травах». Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А. Стрижева. Ю. Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет", А. Плешакова "Зеленые страницы" и др. Заучивание загадок и стихов о растениях.
4. Игры «Определи по картинке» (ромашка, одуванчик, тысячелистник, крапива, клевер и др.)
Цель: упражнять детей узнавать растение по внешнему виду, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации лекарственных растений, гербарий из засушенных растений.
5. Опыты и исследовательская деятельность:
«Где лучше будет расти растение? (беседа)», «Части растений», «Как растение дышит, питается, размножается?»
6. Пополнение полезной информацией мини - музея «Экологическая тропа», (папка с информацией о лекарственных растениях, альбом с гербарием).
Цель: познакомить с полезными растениями (ягодами, которые растут в нашем крае : брусника, морошка, голубика, костяника, сабельник, дикая ромашка и др., определить их лечебные свойства для человека.
7. Пальчиковые игры «Цветок в саду», «Алые цветы».
Цель: продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук, вызвать интерес к пальчиковым играм, создать хорошее настроение.
2 этап.
1. Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Когда и где их нужно собирать.
Одуванчик - листья, корень; календула - цветы, семена; ромашка - цветы, мать -и - мачеха-листья; лопух - листья и корень; крапива – листья, стебель.
2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я – подорожник…», «Я – ромашка…», «Я – крапива…»
3. Занятие - лепка: «Ромашковая полянка».
4. Беседа «Экскурсия в магазин косметики»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, дать представление о применении лекарственных растений в косметике.
5. Слушание музыки В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы»,
Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики».
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
6. ИЗО – деятельность «Лекарственные растения».
7. Загадки о растениях, и решение кроссворда.
3 этап.
1. Создание выставки, «Какие мы знаем лекарственные растения?».
Цель: составить копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактическая игра «Собери растение».
3. Подведение итогов реализации проекта.
Сравнив полученные результаты диагностики, в рамках проекта, сделав вывод, что растения могут укреплять наше здоровье, полезные растения окружают нас.
Вывод. В ходе проекта мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения различных методов и приёмов. Родителями была оформлена папка с информацией о лекарственных растениях, используемыми в быту и не только. Пополнили словарный запас детей, если к началу проекта дети знали 2-3 растения, то к концу проекта 10 и более. В ходе проекта у детей развивали мышление, воображение, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Интегрированные образовательные области: "Художественное творчество", "Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Физическая культура". Тип проекта : коллективный. Длительность проекта : среднесрочный. Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы.
Проблема: наблюдая и рассматривая растения на улице, на лугу, в лесу и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.
Цели: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи: Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Вокруг территории нашего детского сада в естественных условиях в летний период произрастает очень много лекарственных растений (морошка, брусника, голубика, сабельник, дикая ромашка и др., но в средней полосе полезных растений растет намного больше, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают как в нашем крае, так и в средней полосе. Наблюдая и рассматривая комнатные растения в группе, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Оборудование: картинки из серии "лекарственные растения", засушенные растения (гербарий, карандаши, бумага для рисования, дидактическая игра "Собери растение".
I Этап
1. Мотивационный момент. Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться. Слушание произведения Ю. Антонов «Не рвите цветы».
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к природе.
2. Беседа "Лекарственные растения". Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
"А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди".
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
"Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны, чтоб твои!"
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи. Показ картинки – ромашка.
Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но, и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы".
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Загадки о лекарственных растениях.
Длинноногие сестрички,
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок (Ромашка).
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова (Одуванчик).
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги,
Готов помочь тебе в пути (Подорожник).
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти,
Дети, птицы и медведи (Малина).
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня (Крапива).
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем (Шиповник)
3. Пальчиковая игра «Цветы».
Наши алые цветки, распускают лепестки,
(раскрываются пальчики, кисти рукповорачиваются вправо – влево,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(потихоньку пошевелить пальцами.
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
(сомкнуть пальцы вместе в бутон,
Тихо засыпают, головками качают.
(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).
4. Игра "Определи по картинке" (мята, ромашка, сирень, одуванчик, черемуха, крапива, эхинацея и др.)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по внешнему виду, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных растений, засушенные растения.
5. Наблюдение за комнатным растением «Хлорофитум».
Цель: Познакомить детей с хлорофитумом, его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, цветы, какие внешние условия необходимы хлорофитуму, для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на цветок Хлорофитум, какой он, опишите?
Дети. Он красивый, зеленый, у него длинные тонкие, узкие листочки.
Воспитатель. А чем полезен этот цветок для нас?
Дети. Он очищает воздух и наполняет его кислородом. Это растение очень любит воду, поэтому поливать его нужно часто. Чем больше в помещении хлорофитума, тем чище будет воздух.
Воспитатель. Вы совершенно правы, ребята!
6. Чтение произведений А. Онегова «Тропинка полевая», Н. Павловой «Загадки цветов».
II Этап 1. Наблюдение (по картинке) "Наш верный друг - чистотел"
Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос.
2. Дидактическая игра. "Вершки - корешки"
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
3. Экскурсия (виртуальная) на луг и в лес (презентация).
Цель: Познакомить детей с природным окружением нашей страны, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе и в средней полосе, познакомить с некоторыми лекарственными растениями (ромашка, одуванчик, подорожник). Развивать мыслительную деятельность, память, внимание. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Предварительная работа: Экскурсия (по презентации) на участки, на которых растут лекарственные растения, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.
Словарная работа: Отвар, настой, лекарственные растения.
Ход экскурсии.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем. Цветами можно не только любоваться,
Ведь лес, как сказочное царство!
Здесь кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке –
и микстура и таблетки.
А зачем и как лечить, я могу вас научить!
Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях? Я приготовила для вас кроссворд, а вы с помощью моих загадок отгадаете и найдите эти растения на лужайке.
1. Злая как волчица,
Жжётся как горчица,
Что это за диво? Это же (Крапива).
Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива. (Дети самостоятельно находят картинку крапивы на полянке и показывают ее воспитателю). Загадка следующая:
2. Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог,
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог. (Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю). Продолжаем наш кроссворд.
3. Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).
Это лечебный цветок. Вот несколько советов: Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт. Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким. Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы. Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар… (Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).
Следующая загадка:
4. На зелёной хрупкой ножке,
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал,
И развеял этот шар. (Одуванчик).
Воспитатель: В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их называют по - разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?
Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.
Подвижная игра "Лечебная полянка".
Ведущий (воспитатель) называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их на поляне или изобразить их.
Воспитатель: А все ли растения безопасны? Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?
Дети. Нельзя много рвать растений. Нельзя пробовать плоды (если не знаешь точно). После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки. И самое главное правило – не ходить в парк или лес одному.
Воспитатель: В конце нашей экскурсии мы с ромашкой подготовили вам игру - викторину «Вспоминай и быстро называй!».
1. Сок, какого растения используется вместо йода для выведения бородавок, а настоем из листьев умываются, споласкивают голову? (Чистотел)
2. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдёт мимо человек или пробежит, какой зверь – уцепится плод и путешествует вместе с ним. А где упадёт – там может вырасти (Репей).
3. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валерьяна). 4. В начале апреля на проталинках, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Они могут предсказывать погоду. В ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Хорошо помогает от кашля. (Мать-и-мачеха).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни.
5. Составление рассказов от имени растений.
Воспитатель. Ребята, вы уже достаточно много узнали о лекарственных растениях. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о лекарственном растении. Например: Я – ромашка. Я очень полезное растение, потому что помогаю людям вылечить много заболеваний. Я обладаю противовоспалительным и антибактериальным действием. У меня очень красивые белые лепесточки, и я очень люблю солнечную погоду. И т. д.
(Каждый ребенок выходит и рассказывает о своем растении).
6. Музыкальная игра П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».
(Дети под музыку плавно танцуют с разноцветными платочками»
III Этап
1. Занятие по изо-деятельности: «Лекарственные растения» - рисование. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатление от увиденных растений. 2. Работа с родителями. Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.
3. Дидактическая игра: «Что лечит это растение?», «От какого растения часть?»
4. Исследовательские наблюдения - сравнения (из беседы воспитателя и рассказов родителей; хлорофитум и засушенные растения). Изучили строения растения. Определили, одинаков ли стебель у разных растений. Погладили стебли растений, листья. Определили, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? Есть ли запах у растений? Мы заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и теплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, а другая – мягкая и теплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, пылью, медом). Мы узнали, что практически на всех растениях в летний период есть насекомые (пчелы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы.
5. Экскурсия в магазин косметики.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете какое растение чем полезно. Вы уже не раз говорили, что из растений можно заваривать чай, делать настойки, а скажите, где и в чем могут еще применять лекарственные растения?
Дети. В косметике!
Воспитатель. Вы правы, в косметике, и я приглашаю вас отправиться в магазин, где продается косметика. (Дети с воспитателем идут в уголок – магазин, где представлены образцы косметики с применением в ней лекарственных растений).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что продается в магазине?
Дети. Крем для рук с экстрактом ромашки, крем для лица с календулой, шампунь и бальзам с крапивой, зубная паста с корой дуба, эфирное масло с эвкалиптом, детское мыло с чередой, ромашкой и чистотелом.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего в косметику добавляют экстракты разных лекарственных растений?
Дети. Для того, чтобы кожа была гладкой и красивой, волосы мягкими и блестящими.
Воспитатель. Верно, все эти растения используются во благо взрослых и детей. Теперь вы понимаете, какое важное значение имеют для человека лекарственные растения?
Дети. Да!
Вывод: чтобы эти растения не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах, в огородах и на подоконниках.
Заключение: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках, огородах и в доме, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.