Нина Владимировна Михайлюк
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в страну лекарственных растений» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в Тимашевском районе и возможностях их использования в медицине. Закрепить знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Учить детей готовить настой. Воспитывать бережное отношение к окружающим растениям.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие в страну лекарственных растений“ в средней группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
Методы и приё мы: игровой приём, художественное слово, вопросы, рассматривание, составление рассказов, описание, игра, наблюдение, уточнение, поощрение, показ с объяснением.
Обогащение словаря: лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик); аптека, настои, ополаскивать, ангина, ожоги, ушибы, клумба, прозрачная, бесцветная.
Предварительная работа: экскурсия на почту, рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов о растениях, дидактическая игра «Узнай лекарственное растение по описанию»
Материал: «Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к дидактической игре.
Ход занятия:
Раздаётся стук за дверью групповой комнаты.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Это почтальон принёс посылку. От кого она пришла и что в ней? Хотите узнать?
Воспитатель открывает посылку и достаёт книгу.
-Посмотрите, какая красивая, необычная, удивительная книга, (открывает). Её прислала мудрая сова. Это приглашение в увлекательное путешествие – мир лекарственных растений.
Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?
Дети: Потому что они лечат людей от разных болезней.
Воспитатель: Правильно. К лекарственным растениям относятся : ромашка, одуванчик, ноготки, календула, подорожник… Много полезных трав растёт в г. Тимашевске, которые помогут человеку справиться с той или иной болезнью.
-Ребята, а вы знаете что такое аптека?
Дети: Это дом, где продают таблетки, мази, бинты, вату.
Воспитатель: А что значит «Зелёная аптека»
Дети: Это значит, что там продаются лекарственные травы.
Воспитатель: Для любого человека нужна зелёная аптека. Посмотрите, как много вокруг нас лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это за растение :
На зелёной круглой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
Воспитатель предлагает среди картинок с изображением растений показать одуванчик.
Воспитатель: Это нужное и красивое растение. Кто хочет о нём рассказать?
Дети: Одуванчик растёт на лугу. У него есть стебель, корень, листья и цветок. Стебель прямой, зелёный, листья зубчатые, тёмно-зелёные. Цветок жёлтый, похож на солнышко.
Воспитатель: А чем полезно это растение? В листьях одуванчика много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
-Ребята, а кто знает стихотворение об одуванчике?
Дети: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.
Он везде произрастает, его даже дети знают
Аппетит он улучшает и при кашле помогает
Лучший при ожоге лекарь, одуванчик как аптека.
Воспитатель: Но не только одуванчик является полезным, полезны и другие растения. Послушайте ещё и загадки:
1. Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое?
(ромашка)
2. Белые платьица
Желтые брошки
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
(ромашка)
Воспитатель предлагает среди картинок с изображением растений показать ромашку.
Воспитатель: Это также нужное и красивое растение. Кто хочет о нём рассказать?
Дети: Ромашка растёт везде : на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие, похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а средина жёлтая. Цветочки маленькие и их у ромашки много.
Воспитатель: Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно поласкать горло, промывать глазки и нос, ополаскивать волосы.
-Послушайте ещё одну загадку:
Растёт на клумбе огонёк
Оранжевые листья.
Ты отыщи его дружок,
Он очень нужный огонёк.
(календула – ноготки)
Воспитатель предлагает среди картинок с изображением растений показать календулу.
Воспитатель: Кто из вас помнит, как в народе называют растение?
Дети: Ноготки.
Воспитатель: А почему его так называют?
Дети: Потому, что семена, которые мы собирали осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
Воспитатель: Кто хочет рассказать об этом ярком, нужном растении?
Дети: Календула растёт на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок. Стебель прямой, зелёный. Листья продолговатые, зелёные. Цветки оранжевые или жёлтые.
Воспитатель: Ноготки применяют для заживления ран, ушибов, при ангине, при простуде, при насморке.
-Ребята, а кто знает стихотворение о календуле?
Дети: По цветкам есть знатоки?
Что же это? – Ноготки.
Лепестки у них сорвите
Потом горло полощите.
При ангине, при простуде
Лучше доктора не будет.
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных растениях нашего района, о их пользе для человека.
Воспитатель предлагает детям выбрать пакетик с лекарственной травой.
Воспитатель: А теперь я хочу узнать, какое растение выбрал каждый из вас?
Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения. Воспитатель предлагает детям посетить лесную лабораторию, где готовят настои лекарственных трав.
Воспитатель: С помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берём стаканы. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан – ромашку, в другой – календулу, в третий – корни одуванчика. Заливаем травы горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, даём возможность настояться.
-Что происходит? (наблюдаем)
Дети: вода меняет цвет.
Воспитатель: А почему вода изменила цвет, что это значит?
Дети: Потому, что лекарственные растения отдают воде свой цвет.
Воспитатель: Правильно, а ещё лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получаются настои, которыми мы можем полоскать горлышко. Промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Воспитатель угощает детей чаем с мёдом и настоем ромашки.