Любовь Гостева
Экологический проект «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Необходимо вызвать у детей интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Публикация «Экологический проект „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений.
Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечно-сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов или других извлечений.
Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при бессоннице, нервном возбуждении.
Поэтому с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека».
Пояснительная записка
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами, дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Пензенская область.
Здесь можно встретить такие растения, как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.
Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацелено на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознания влияния деятельности человека на природу.
Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем.
Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Поставленные программой задачи способствуют систематизации знаний, активизируют умственную деятельность и познавательную сферу ребёнка, помогают решать вопросы нравственно - эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.
В связи с актуальностью данного направления нами был разработан проект «Зелёная аптека».
Проект «Зелёная аптека»
Вид проекта: групповой, социально – личностный.
Участники проекта: воспитатели и медицинская сестра МБДОУ, дети разновозрастной группы «Г», их родители, провизоры аптеки «Лиза».
Срок реализации проекта: июль – август.
Цель проекта:
развитие у детей познавательных и творческих способностей, формирование осознанного отношения к родной природе в процессе знакомства с разнообразием лекарственных растений родного края.
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:
Образовательные задачи:
· Формирование у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
· Формирование навыков исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать).
· Формирование у детей знаний о правилах сбора лекарственных трав.
· Формирование представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
Развивающие задачи:
· Совершенствование умения отражать свои знания и умения в продуктивной деятельности.
· Совершенствование стиля партнёрских отношений в детском саду и в семье.
· Развитие мышления, поисковой деятельности детей.
· Развитие разговорной речи воспитанников.
Воспитательные задачи:
· Воспитание устойчивого интереса, любви и бережного отношение к природе родного края.
· Воспитание коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия.
Предполагаемый результат:
1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,
3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: знакомство с темой; выделение её актуальности; планирование деятельности; подбор материально-технического оснащения и литературы; распределение обязанностей.
2 этап – практический: организационные формы работы над проектом.
3 этап – аналитический, заключительный: оформление гербария лекарственных растений; диагностическое обследование уровня развития детей в рамках реализация проекта; подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; постановка новой проблемы; перспективы развития.
Обеспечение проекта:
Материально – техническое: компьютер, фотоаппарат, стенды, альбом «Зелёная аптека», посуда для экспериментирования, садово – огородный инвентарь, папки для гербариев, материалы для изодеятельности, дидактические игры природоведческого содержания, природные уголки на территории детского сада.
План реализации проекта:
Мероприятия:
Подготовительный этап:
Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки,
пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
Чтение художественных произведений о природе.
Приобретение необходимого оборудования.
Трудовая деятельность: уход за растениями огорода, цветников и др.
Прогулки по экологической тропе, в парк.
Практический этап:
Посадка семян редиса.
Рисование детьми лекарственных растений.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»
«Размножение, рост, развитие растений». «Как заварить целебный чай».
Экскурсии по экологической тропе, в парк.
Беседы с детьми: «Зелёная аптека», «Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения вокруг нас», «Ядовитые растения» «В гостях у доктора Айболита».
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Чтение: А. Онегова «Тропинка полевая»; Н. Павловой «Загадки
цветов»; А. Плешакова «Зелёные страницы» и др.
Оформление гербария лекарственных трав.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Что где растёт?», «С какой ветки эти детки?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап:
Экскурсия в аптеку. Помощь родителей в организации и сопровождении.
Оформление альбома детских работ «Зелёная аптека вокруг нас»
Подведение итогов реализации проекта.
Взаимодействие с родителями:
Помощь родителей в подборе литературы для детей о лекарственных
растениях родного края.
Участие родителей в подборе семян растений и необходимого оборудования
для трудовой деятельности и экспериментирования.
Проведение анкетирования родителей по теме: «Что мы знаем об экологии
родного края?».
Помощь в организации и сопровождении детей во время экскурсий в природу.
Консультация для родителей о пользе лекарственных растений
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Помощь родителей в оформлении гербария лекарственных растений.
Помощь в оформлении альбома детских художественных работ «Зелёная
аптека рядом с нами».
Методическая литература:
Рыжова Н. А. «Я и природа»
Иванова И. А. «Экологические наблюдения в детском саду»
Землинский С. Е. «Лекарственные растения»
Кислова Н. Н. «Зелёная аптека»
Ходырева Н. Е. «Растения и здоровье»
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»