Елена Марченко
Экологический проект «Юный исследователь природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Юный исследователь природы
Не порти дерев). ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление.
Ветхий Завет — Второзаконие, 20:19
Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения
Проблема экологического воспитания дошкольников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Для ответа на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект : «Юный исследователь природы»
Публикация «Экологический проект „Юный исследователь природы“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : родители, воспитатели и обучающиеся ДОУ.
Сроки реализации проекта : январь 2017 г. –декабрь 2017г.
Объект исследования : территория МАДОУ детский сад №8г. Калининград.
Гипотеза: Создание экологической тропы на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий региона, позволит создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.
Цель проекта : Формирование первоначальной системы ценностей ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, ценности и многообразия природы, значимости общения с ней. Формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе. Развить умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия человека в окружающей среде. Воспитать у ребенка позитивное отношение к природе, бережно распоряжаться её богатствами. Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области экологии дошкольного воспитания. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников для получения знаний и умений во всех видах деятельности. Организовать образовательное и развивающее пространство по образовательным областям по направлению экологического и личностного развития. Формировать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру. Способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой; обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: педагог-педагог, педагог-родитель, родитель-родитель, родитель-ребенок. Определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
Обустройство экологической тропы «Юный исследователь природы» на территории детского сада.
Задачи проекта :
- образовательные — освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенного; умение видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
- воспитательные – формировать осознанное бережное отношение к природе; любовь к природе, Родине;
- развивающие – развитие познавательного интереса к природе, логического мышления, познавательно-исследовательской деятельности; формирование представлений о системном строении природы; развитие воображения, мышления, внимания, речи; развивать чувство ответственности к окружающему миру.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование в детском саду – большой потенциал всестороннего развития детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Природное кружение детского сада имеет большое значение в реализации задач экологического воспитания, способствует глубокому усвоению знаний о природе. Это и уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие постоянно непосредственно общаться с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
На участках дошкольного образовательного учреждения - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, фруктовый сад, цветники, уголок “Зеленой аптеки”, культурно-спортивный комплекс «Весёлая полянка», уголок «Птичий двор», «Живая вода» (колодец).
• Сформировать новое поколение хранителей и любителей природы;
• Использовать разные формы работы с детьми в экологическом образовании;
• Способствовать повышению уровня профессионально подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
• Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
• Учить детей экологически правильному поведению в природе;
• Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
• Формировать бережное и заботливое отношение к природе, чувство близости к природе и сопереживанию всему живому;
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
• Способствовать познавательному развитию ребёнка;
• Формировать нравственные качества, знания об особенностях живой и неживой природы родного края;
• Воспитывать у детей любовь к природе, родным местам, Родине;
• Просветить родителей в экологическом образовании;
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Проектный продукт : Экологическая тропа дошкольника «Юный исследователь природы» в МАДОУ детский сад №8 г. Калининград.
Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры, знаний и любви к природе.
Ожидаемые результаты: Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию воспитанников ДОУ, позволит в дальнейшем:
• сформировать осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
• формировать у детей и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, через созданные условия;
• накопить эмоционально-позитивный опыт общения с природой
• активизировать систему работы с родителями и педагогами по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.
Продукт проектной деятельности : План-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры, коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации.
Девиз проекта : «За чистый край, за чистую Родину!»
Миссия проекта : «Своими знаниями и действиями мы сохраним природу для себя и будущих поколений!»
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
Сбор и обработка информации. Оценка экологической обстановки. Формулировка экологической проблемы. Определение целей и задач экологической проблемы. Выборы координаторов и организационного комитета. Создание информационной поддержки в сети Интернет.
2 этап – основной
Проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе, цикла занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Поручения дежурств в уголке природы.
Посещение и проведение экскурсий в экологическом центре, в ботаническом саду.
Проведение природоведческих дидактических игр, ролевых экологических игр.
Просмотр художественных выставок.
Проведение экологических досугов, викторин.
Проведение с родителями анкетирования, лекций, консультаций, диспутов.
Проведение семинара с педагогами образовательного учреждение по экологическому образованию.
Создание экологической тропы на территории детского сада, методических рекомендаций по использованию объектов экологической тропы.
3 этап – итоговый
Внедрение опыта работы в повседневную практику деятельности детского сада (группы).
Оформление накопленного опыта в сборник методических материалов.
Трансляция методического материала коллегам через методические объединения, публикации в сети Интернет.
План-карта действий по реализации проекта :
Февраль, март
№ п/п Образовательная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями и организациями Работа с педагогами
1. НОД «Живая вода»
Экологическая игра «Ручейки и озера» Лекция «Что такое проект?» Знакомство с проектом.
2. Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница вода».
• Наблюдение за снегом, его свойствами. Дежурство в уголке природы.
Совместная прогулка у озера (моря). Беседы о свойствах воды. Создание остановки на экологической тропе детского сада
«Живая вода» .
3. НОД «Удивительная вода».
Наблюдение за таянием снега. Экологическая игра «Когда это бывает?»
Установка модели колодца.
4. Рисование «Берегите воду, берегите!»
Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»
Подвижная игра «Льдинки»
5. Чтение художественной литературы Наблюдение за водой в водопроводной системе детского сада
Создание выставки книг на тему «Вода»
6. Экскурсия на метеостанцию детского сада Самостоятельное проведение опытно-исследовательской деятельности под присмотром воспитателя
7. Викторина «Что мы знаем о воде»
8. Музыкальное развлечение «Течет вода, бежит ручей…» Оформление указателя остановки экологической тропы.
Апрель, май
1. НОД «Овощи, фрукты» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Анкетирование Возделывание земли.
2. НОД «Строение растений и их значение» Наблюдения за высадкой рассады, посильная помощь детей педагогу Эстетическое оформление «Огорода»
3. Рисование «Овощи нашего края» Дежурство в уголке природы. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Беседа «Посильная помощь родителям в работе на земельных участках»
4. НОД «Витамины в овощах» Разучивание пальчиковой гимнастики об овощах
5. Театральная постановка сказки «Репка» Просмотр мультипликационного фильма «Чеполино» Субботник «Чистый двор» Оформление папки-переноски для родителей о витаминах.
6. Экскурсия по территории экологического центра
Дидактическая игра «Третий лишний» Экскурсия в экологический центр Фото сессия детей в парке экологического центра
7. Спортивное мероприятие «Весёлые старты» Дидактическая игра «Подскажи словечко»,
«Третий лишний»
8. Создание совместной с детьми газеты «Овощи и мы» Экологическая игра «Найди пару» Родительское собрание «Лето красное пришло»
Оформление указателя «Огород наш маленький»
Июнь, июль
1. НОД «Лекарственные растения» Экологическая игра «Волшебный цветок» Консультация «Лекарственные травы» Папки-передвижки «Лекарственные растения»
2. Рисование «Ромашка, одуванчик» Экологическая игра «В магазине растений»
3. Чтение художественной литературы Экологическая игра «Собери цветок» Выставка литературы на тему «Волшебные растения»
4. Экскурсия по экологической тропе, остановка «Зеленая аптека» Дежурство в уголке природы. Дидактическая игра «Найди цветок по описанию» Подбор рисунка на указатель остановки экологической тропы
5. Сбор лекарственных растений для гербария Опытно-исследовательская деятельность под присмотром педагога. Дидактическая игра «Времена года Установка указателя «Зелёная аптека»
6. Конкурс загадок Подвижная игра «Кто быстрее найдет…»
7. Экологическое развлечение (стихотворения, песни, конкурсы, викторины) Наблюдения за сезонными изменениями Подготовка костюмов к развлечениям Установка указателя «Весёлая полянка»
Август, сентябрь
1. НОД «Цветы» Наблюдения за цветами, их разновидностью. Приведение в порядок цветников, альпийской горки.
2. Пункт экологической тропы «Альпийская горка» Дидактическая игра «Подскажи словечко»
3. Рисование «Цветочки разноцветные» Дежурство в уголке природы. Дидактическая игра «Собери цветок»
Подбор картинки для указателя
4. Экскурсия в ботанический сад Дидактическая игра «Третий лишний» Экскурсия в ботанический сад Сопровождение детей на экскурсии
5. Чтение художественной литературы Наблюдение за цветами, их красотой
6. Викторина «Аленький цветочек» Дидактическая игра «Волшебный цветочек»
7. Просмотр выставки картин «Цветы» Опытно-исследовательская деятельность под присмотром педагога Подготовить выставку картин
8. Экскурсия по экологической тропе на остановку «Цветы»
Дидактическая игра «Найди пару» Установка указателя остановочного пункта
9. НОД «Фрукты» Экологическая игра «Третий лишний»
Консультация «Витаминизация» Папка-передвижка «Витаминизация»
10. Наблюдения за фруктовыми деревьями: слива, яблоня Экологическая игра «К названому дереву беги».
11. Рисование «Наливное яблочко» Экологическая игра «С какого дерева фрукт, к тому и подойди»
12. Просмотр выставки натюрмортов с фруктами Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Консультация «Отдыхайте с пользой!»
13. Чтение художественной литературы, стихотворений Дежурство в уголке природы. Изучение пальчиковой гимнастики о фруктах. Подбор литературы для чтения детям
14. Экскурсия по экологической тропе «Фруктовый сад» Экологическая игра «Чудесный мешочек». Опытно-исследовательская деятельность под руководством воспитателя Установка указателя
Октябрь, ноябрь
1. НОД «Деревья» Дидактическая игра «К дереву беги!» Диспут «Нужны ли деревья в детском саду» Подготовить буклеты для родителей «Люди и деревья»
2. Наблюдения за сосной, березой. Игра-любование на участке
3. Наблюдения за кленом, рябиной. Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве»
4. Рисование «Любимое дерево», «Золотые листья осени» Подвижная игра «Кто быстрее найдет березу, клён, сосну»
5. Просмотр детских документальных фильмов о деревьях Экологическая игра «Лети, листок, ко мне в кузовок». Опытно-исследовательская деятельность.
Консультация «Осенние выходные в лесу (парке)». Сбор природного материала для поделок. Выставка иллюстраций разных видов деревьев
6. Сбор листьев для гербария. Выставка поделок из природного материала. Трудовое поручение: уборка опавшей листвы.
7. Музыкальное развлечение-конкурс «Белая береза» Экологическая игра «Расскажи без слов». Подвижная игра «Кыш козы от березы» Субботник Установка указателя «Деревья»
8. НОД «Птичий двор» Экологическая игра «Зоологическое лото»
Создать уголок «Птичий двор»
9. Аппликация «Птичка в кормушке» Экологическая игра «Кто в домике живёт?»
10. Разучивание стихов о птицах Наблюдение за птицами Изготовление птичьих кормушек и развешивание их по экологической тропе
11. Наблюдение за попугайчиками.
Рассматривание альбома «Птицы»
Подвижная игра «Хитрая лиса»
12. Игра-инсценировка по стихотворению А. Пчельниковой «Птичка».
Подвижная игра «Лиса в курятнике». Разучивание пальчиковой гимнастики.
Выставка художественной литературы «Птичий двор»
13. Викторина «Что? Где? Когда?» Экологическая игра «Кто кем будет?» Подбор вопросов с иллюстрациями дл я проведения викторины
14. Экскурсия по экологической тропе к остановочному пункту «Птичий двор». Раскладывание корма в кормушки. Экологическая игра «Найди пару», «Кто кем будет?» Установка указателя «Птичий двор»
декабрь
Анализ знаний детей по реализации проекта Анкетирование Подготовка презентации и трансляция коллегам на методическом объединении
Вывод
Планируется создание экологической тропы со следующими объектами:
• «Живая вода» (колодец)
• Метеостанция
• «Огород наш маленький»
• «Зеленая аптека»
• «Веселая полянка»
• «Цветы»
• «Фруктовый сад»
• «Деревья»
• «Птичий дворик»
Литература
1. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «Детство-пресс», 2015. – 512 с.
2. Л. Ковинько. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-пресс, 2004 – 72 с.
3. Под ред. Л. М. Маневцевой. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. - СПб: Детство-пресс, 2003. – 112 с.
4. С. Н. Николаева. юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2004. – 128 с.
5. Л. П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн. : «Асар»- 1996. – 128 с.
6. Интернет ресурсы.
Реализация проекта «Юный исследователь природы»