Татьяна Коробкова
Программа кружка «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Пояснительная записка
1.1 Концепция программы
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обо-гащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Публикация «Программа кружка „Юный исследователь“» размещена в разделах
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом про-цессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Экспери-менты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
1.2 Актуальность
Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и само-реализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активно-сти и инициативы дошкольника (Н. Н. Под дьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
1.3 Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста экспериментированию (см. список литературы, опыт работы детских садов, что экспериментирование включено в занятия по познавательному развитию, в наблюдениях природы на прогулке, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Мой многолетний опыт в работе с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка «Юный исследователь» для детей 5-7 лет.
1.4 Цель программы
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
1.5 Задачи программы
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы;
3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
Месяц 1 неделя 3 неделя
Октябрь «Запасливые стебли» «Куда тянутся корни?»
Ноябрь «Вертушка» «Реактивный шарик»
Декабрь «Замерзание жидкостей» «Поможем воде стать чистой»
Январь «Волшебная бумага»
Занятие № 1 «Волшебная бумага»
Занятие №2
Февраль «Что отражается в зеркале?» «Земля – магнит»
Март «Мир ткани» «Парашют – зонтик»
Апрель «Наша группа» «Дом на курьих ножках»
Май «Дом, в котором я живу» «Мы пишем книгу»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
Месяц 1 неделя 3 неделя
Сентябрь Мониторинг «Волшебный стакан»
Октябрь «Полярное сияние» «Необычная картина»
Ноябрь «Удивительное вещество-вода» «Сухой из воды»
Декабрь «Лед легче воды» «Замерзшая вода двигает камни»
Январь «Волшебный шарик» «Хитрости инерции»
Февраль «Притягивание предметов к магниту» «Притягивание к магниту через предметы»
Март «Дыхание листа» «Нужен ли корешкам воздух?»
Апрель «Вращение Земли вокруг Солнца» «Сквозь песок и глину»
Май «Влияние солнечного света на жизнь на земле» «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности до-школьников».
3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная дея-тельность».
4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду».
5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Н. В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ».