Татьяна Сергеевна Иванова
Программа кружка «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
(экспериментально – исследовательская направленность)
Возраст участников: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель: Шимановская Т. С. ,
воспитатель
п. Угловка
2017
Пояснительная записка.
В раннем дошкольном возрасте дети особенно любознательные. Именно в этот период ребенок проявляет себя как исследователь и экспериментатор.
Публикация «Программа кружка „Юный исследователь“» размещена в разделах
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с различными явлениями живой и неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали многие выдающиеся педагоги, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Можно согласиться с Н. Н. Поддъяковым, который сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое и экспериментальное воспитание детей раннего возраста, а именно детей 3-4 лет, не достаточно раскрыто в образовательных программах дошкольного образования. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н. Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».
С учетом важности экспериментирования и экологического развития ребенка разработан кружок «Юные исследователи».
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Основной целью работы кружка, является развитие познавательного интереса и экологического просвещения детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и
неживой природе.
- формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,
наполненной экологическим содержанием.
- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный
интеллект.
- обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Методы, используемые на занятиях кружка :
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- проведение детьми, родителями и педагогов экспериментов с живым и неживым природным материалом;
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Направление кружка : познавательно – исследовательское.
Количество кружковцев : 5-10 детей.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Количество занятий в неделю – 1, в год проводится 30 занятий. 31 занятие – открытое занятие.
В качестве подведения итогов проводятся открытое занятие, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки, презентации.
Ожидаемый результат при реализации данной программы, является то, что дети могут:
- знать характерные признаки времн года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
- знать правила поведения в природе и соблюдать их;
- устанавливать элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями;
- знать о физических свойствах окружающего мира :
- знать различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
Список используемой литературы.
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми в ДОУ, в. 2000.
4. Савенкова А, И. «Маленький исследователь» Ярославль, 20009.
5. Дыбина О,В «Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003.
6. БарановаЕ. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.