Нина Бирюкова
Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию «Поэтический образ природы во все времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
мБДОУ детский сад «Тополек»
Поэтический образ природы. Времена года.
Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Группа «Семицветик»
2014-2015 уч. год
Деятельностный этап проекта.
Октябрь–ноябрь
Публикация «Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию „Поэтический образ природы во все времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание репродукций и картин художников : И. Броцкий «опавшие листья», И. Горлова «Осень», И. Остроухова «Золотая осень», Ф. Васильева «Перед дождем», И. Левитана «Золотая осень».
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы тем или иным художником.
2-й блок. Экскурсия в степь, посещение страусиной фермы. Экскурсия в библиотеку «Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов».
Цель: познакомить с разнообразием осенних красок степи, особенностью экзотических животных. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы. Продолжить знакомство с образом природы через произведения литературы, животных, музыки.
3-й блок. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений : “Осень” К. Д. Бальмонта, “Скучная картина” А. Н. Плещеева, “Листопад” И. А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Речевые игры : «Осенние слова», «Осеннее настроение».
Цель: продолжить знакомство с художественной литературой и поэзией, упражнять в понимании на слух текстов различных жанров, обогащение активного словаря эпитетами, сравнениями.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”, М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (Вступление к опере «Хованщина»).
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”, “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: закреплять умения различать по внешнему виду и правильно называть деревья, кустарники. Закреплять и систематизировать представления о временах года.
6-й блок. НОД по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
- оттенки осени (создаем волшебную палитру осени)
– краски осени (техника печатания листьями).
– Грибочки в лукошке, Дары осени (печать клубнем сырой картошкой).
– Портрет осени (цветной граттаж).
– Ветка рябины (техника печатания косметическими ватными палочками).
7-й блок. Музыкальное развлечение “Осенины”.
Цель: создать радостный эмоциональный настрой; формировать эстетический вкус, приобщая детей к миру прекрасного.
8-й блок. Взаимодействие с родителями воспитанников:
- участие родителей в оформлении зала к осеннему празднику. Чтение стихов А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта.
- привлечение родителей к изготовлению костюмов.
- помощь в организации и проведении экскурсий в степь, на страусиную ферму, в этнографический музей ст. Красный Яр (знакомство с казачьим бытом и его цветовым колоритом).
Декабрь–февраль
1-й блок. Посещение художественной выставки в картинной галерее города Волгодонска.
Цель: познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.
2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.
Цель: продолжать учить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпающей” природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством. Рассматривание “зимних” пейзажей. (И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», К. Ф. Юона «Волшебница –зима», Д. А. Александрова «Замняя сказка», С. Герасимова «Последний снег», И. Бродской «Лес зимой в снегу», Н. Ульяновой «Снегири», А. Саврасова «Зимний пейзаж. Иней», И. Шишкина «Сосна».
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”. А. Вивальди «Зима из цикла «Времена года», музыкальный фрагмент к балету «Щелкунчик».
Праздник «Новогодняя сказка».
Цель: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Развивать интерес к классической музыке.
5-й блок. Заучивание стихотворений : И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”, А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествует», С. Есенин «Белая береза».
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”.
6-й блок. НОД по изобразительному искусству по теме “Волшебница зима”.
– Волшебные снежинки (свеча и акварель).
– Первый снег, Зима в городе (рисование пальчиками, оттиск печатками).
– Мое любимое дерево зимой, птички на ветке (сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование).
Цель: совершенствовать технику изображения при помощи разных. Развивать творчество, воображение.
7-й блок. НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Заучивание стихотворений, составление рассказов по пейзажной картине Шишкина «Сосна», сюжетной картине К. Иона «Русская зима». Составление творческого рассказа «Как я встретил новы год!».
8-й блок. Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению детского сада к новому 2015 году. Участие в конкурсе «Пока часы 12 бьют».
2. Разучивание стихов с детьми о зиме.
3. Помощь родителей в организации экскурсии в картинную галерею города Волгодонска.
Март–май
1-й блок. Беседа на тему «Весна пришла, весне дорогу».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе по существенным признакам.
2-й блок. Рассматривание репродукций картин А. Саврасова «Грачи прилетели», С. Герасимова «Ива цветет», И. Бродской «Апрель», О. Грицая «Половодье», В. Бакшеева «Голубая весна», А. Рылова №Зеленый шум», А. Грицая «Первые дни мая», фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как художники и фотографы передавали неповторимость очарования этого времени года.
3-й блок. Разучивание стихов Ф. Тютчева “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенина “Черемуха”, А. Майкова “В мае”, В. Орлова «Ты лети к нам скворушка».
Цель: продолжать знакомить с поэзией, развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл прочитанного, обогащать активный словарь.
4-й блок.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й блок. 1. Слушание классической музыки (П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”, А. Вивальди» Весна «из цикла «Времена года»)
2. Слушание народной музыки («Кулик-весна»)
3. Слушание автрской современной музыки (Ю. Чичков «Ромашковая Русь»)
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Я начну а ты продолжи», «Какой и какая».
6-й блок. НОД по изобразительному искусству “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи прилетели”.
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
7-й блок. Оформление альбомов с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена года”.
8-й блок. Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбомов “Времена года”.
Июнь–август
1-й блок. Экскурсия в парк и дендрарий.
Цель: продолжать учить наблюдать за происходящими в природе изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
2-й блок. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
3-й блок. Мини- проект “Как я провел лето” презентации детей.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для материка, и сравнивать с летом в Волгодонске.
4-й блок. Изготовление композиций о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. НОД по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На реке Дон”, “Любимые цветы ”.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
7-й блок. НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.
- Составление загадок «Желудь», «Облако».
- Составление рассказа по картине «Березовая роща» Левитан.
Пересказ рассказа «четыре желания (отрывок про лето)» Ушинского.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
8-й блок. Взаимодействие с семьей:
1. Посещение краеведческого музея.
2. Поездка в бор.
Авторы составители:
Воспитатель – Бирюкова Нина Дмитриевна
Воспитатель – Ивашина Нина Николаевна
Учитель-логопед - маковей Л. Г.