Светлана Орёл
Экологический проект «Волшебные семена»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта :
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в маленьком семечке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Публикация «Экологический проект „Волшебные семена“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
2. Цель данного проекта : Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи:
1. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
2. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию
3. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
4. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. 5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
3. Предполагаемый результат:
-Расширение знаний о многообразии семян, строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
-Повышение компетентности родителей по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
4. Вид проекта : познавательно - исследовательский
Время реализации проекта : март-апрель2016г.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители воспитанников.
Этапы проекта : подготовительный, основной, заключительный
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе проекта мною были собраны иллюстрации по теме проекта; подготовлены с помощью родителей наборы семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «В мире семян», была подготовлена презентация для детей - «Такие разные семена»; подготовила дневник наблюдения за ростом растений для последующего его заполнения; собрала картотеку дидактических игр; подобрала загадки, стихи, познавательную и художественную литературу.
7. Основной этап :
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян пшеницы, огурцов, томата, лука и тыквы. В течение шести недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
* наблюдения
* эксперименты
* организационная деятельность
* беседы с рассматриванием картинок
* чтение художественной литературы
* продуктивная деятельность
Мероприятия по реализации проекта
Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Живые семена» Беседы я строила в трё х направлениях:
• 1. Что мы знаем о растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная) 2. Что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).
• 3. Как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).
Экологические занятия по темам : «Такие разные овощи»», «В мире семян», "Во саду ли, в огороде – мы играли в игры вволю"
Во время образовательной деятельности: Мы изучали семена и плоды растений, дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семена растений (кукурузы, тыквы, томата, подсолнуха, огурца, арбуза, дыни, т. к. некоторые из семян дети увидели впервые Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. Игровая деятельность: Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.
Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.
В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
• Совместно с родителями провели выставку рисунков: «Растения нашего края». Она вдохновила детей на тщательное продумывание замысла своего рисунка: необходимо было изобразить семена растения, рост этого растения и его плод. Дома, вместе с родителями, дети рассматривали растение, его семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные знания, самостоятельно рассказывали об изображенном растении. Таким образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.
«Рисуем картину семенами», где дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала детей самим процессом и порадовала результатом. В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.
Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян пшеницы, фасоли, лука, Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев. В течение трёх недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Все наблюдения дети заносили в дневник. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.
Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием растений вызвало большой интерес у детей, они с увлечением делали необходимые зарисовки в дневнике, согласно результатов наблюдений за растущими растениями.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
• Индивидуальные беседы
• * Рекомендации
• * Выполнение творческих заданий
-Беседа: «Огород на подоконнике в домашних условиях»,
Консультации: «Витамины в овощах ив в фруктах»,
Мамам на заметку- «Что можно посадить в огороде на подоконнике?» Творческое задание «Вырастим лук дома»,
«Огород в теплице».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший урожай. Детей очень порадовали полезный и сочный лук, который добавляли в супы во время обеда, зелень пшеницы послужила кормом для домашних питомцев попугая и хомячка. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. В дальнейшем планируем продолжить работу в огороде, высадить в грунт выращенную детьми рассаду огурцов, томата и тыквы. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.