Мирослава Ткач
Экологический проект «Водичка-водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-поисковый.
Сроки реализации проекта : 3 месяца (январь, февраль, март).
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет, родители.
Игровая мотивация: Приход капельки Катеньки.
Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, необходимости расширения знаний и представлений о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей, нами был разработан проект «Водичка, водичка».
Публикация «Экологический проект „Водичка-водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта :
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию:
-вода может находиться в жидком и твердом состоянии: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
-в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
-вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
- о роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
-вода бывает холодная, теплая, горячая;
-вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Гипотеза:
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Материалы и оборудование: ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Цель:
1. Изучить методической литературы по теме проекта
2. Определить направления работы по реализации проекта.
3. Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта
4Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности
5. Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте
6. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
2 этап. Основной. Реализация проекта
Цель:
1. Формировать знания детей о воде, ее назначении и использовании
2. формировать понятие значения воды для роста и развития растений
3. Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах
(прозрачность, отсутствие запаха и вкуса и цвета)
4. Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды. Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.
Познакомить детей со свойством воды при нагревании превращаться в пар дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.
Развивать интерес к экспериментальной деятельности
5. Продолжать формировать знания детей о состояниях воды
Основные направления реализации проекта :
1. Непосредственно-образовательная деятельность
2. Беседы
3. Выполнение простейших опытов, наблюдении
4. Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).
5. Художественно-эстетическая деятельность (рисования, лепка, аппликация, музыка).
6. Игровая деятельность
7. Работа с родителями.
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
-«Про маленькую капельку».
-«Капельки в гостях у ребят»
«Фокусы с водой»
«Что мы знаем о воде»
"Путешествие с капелькой Катенькой".
«Вода — водичка»
«Наш друг Снеговик»
«Дождик песенку поет».
«Свойства снега и льда»
2. Беседы
«Кто живет в воде? Что растет в воде?»
«Беседа о снеге»
3. Выполнение простейших опытов, наблюдении
Опыты с водой.
-«Вода нужна всем»
- «Ходит капелька по кругу»
-«Какой бывает вода?»
-«Пар – тоже вода»
-«Какой бывает вода?»
-«Вода жидкая, может течь»
-«Вода не имеет формы»
-«Лед – твердая вода»
-«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
-«Окрашивание воды»
-«Свойства льда»
-«Изготовление цветных льдинок»
-«Лед легче воды»
-«Снег, какой он?»
-«Снег – тоже вода»
-«Животворное свойство воды»
-«Плавает-тонет»
Наблюдения.
-Наблюдения за снегом.
-Наблюдения за льдом.
-Наблюдение за облаками.
-Наблюдение за капелью.
-Наблюдение «Вода из крана»
4. Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).
-Литературные посиделки «Читаем вместе». Чтение сказки «Дождик» Т. Крюковой.
-Заучивание пословиц, загадок.
-Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
-Просмотр мультфильма «Капитошка», «Беги, беги ручеек»
5. Художественно-эстетическая деятельность.
-Рисование «Дождик», «Тихо падает снежок», «Облако», «Морозные узоры»,
-Аппликация коллективная работа «Рыбки», «Море»
-Лепка «Золотая рыбка», «Снежный ком»
-Конкурс детских рисунков «Водичка-вода» (работа с родителями)
Развлечения и музыка.
Танец «Капельки».
Разучивание песен «Дождик-дождик», «Ой бежит ручьем вода»;
Хороводная игра «Ручеек» (с музыкальным руководителем)
6. Игровая деятельность
Игры с водой:
«Купание игрушек»
«Рыбалка»
«Дальнее плавание»
-Дидактическая игра «Купание куклы».
-Дидактическая игра «Стирка кукольного белья».
-Подвижные игры на улице «Кто дальше метнет снежок», «Попади в цель снежком».
-Малоподвижная игра «Снежинки», «Солнце и дождь».
-Подвижная игра «Тучка»
Подвижная игра «Капельки и тучка»
Подвижная игра «Ручеек»
-Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и Тучка», «Лужа» (с музыкальным руководителем)
- Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»
3 этап. Заключительный.
Цель: Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.
-Развлечение «Праздник Воды»
-Конкурс детских рисунков «Водичка-вода» (работа с родителями)
-Презентация о воде.
-Памятка для родителей «Экспериментируем дома»
-Диагностика детей по теме проекта.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
4. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Работа с родителями:
-Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
-Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
-Предложить выучить с ребенком стихотворения о воде, снеге
-Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Исследовательские центры реализации проекта :
1.«Узнавалочка»
Задачи:
Познавательное развитие: познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе. Продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней;
Речевое развитие: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Социально-коммуникативное развитие: в процессе наблюдения развивать у детей интерес к окружающему миру.
2.«Помогалочка»
Задачи:
Познавательное развитие: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, v перебивая говорящего взрослого.
Социально-коммуникативное развитие: побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.
3.«Развивалочка»
Задачи:
Познавательное развитие: способствовать расширению представлений детей о свойствах снега и воды, о важности воды в жизни человека и растений. Развивать наблюдательность у младших дошкольников.
Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к воде.
4.«Умывалочка»
Задачи:
Познавательное развитие: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека.
Физическое развитие: совершенствовать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания полотенцем.
Речевое развитие: формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Музыкально-эстетическое развитие: повторять наиболее выразительные отрывки из потешек и отрывки из стихотворений, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Социально-коммуникативное развитие: учить закрывать кран с водой.
5.«Игралочка»
Задачи:
Познавательное развитие: Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их по свойствам: тонет, не тонет, плавает.
Речевое развитие: Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Физическое развитие: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.