Ярлыкова Любовь
Экологический проект «Великая река Волга — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект на тему «Великая река Волга – наше богатство»
Объяснительная записка
Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе.
В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Всего 60 лет назад волжская вода считалась питьевой. Теперь река Волга одна из самых грязных в России.
Публикация «Экологический проект „Великая река Волга — наше богатство“» размещена в разделах
- Волга, река
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
О проблемах реки говорят очень много. Главное, на наш взгляд, пора менять потребительское отношение к ней. Делать это надо на государственном уровне. На территории Волжского бассейна осуществляется около 60 различных федеральных, целевых и государственных научно-технических программ. Несмотря на принимаемые меры, загрязненность реки остается значительной. Академик Д. С. Лихачев говорил: «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными… Приказами отношение к природе изменить нельзя».
Мы, педагоги, должны внести свою посильную лепту. Главная наша задача - воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада.
Весь проект строится на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: дидактические, настольно–печатные, подвижные.
Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Волге, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.
Задачи проекта
- Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке Волге;
- Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку;
- Формировать познавательный интерес к реке Волге;
- Формировать у детей четкие представления о реке Волге;
- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- Обучать творчески подходить к решению проблем;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.
Проект : Великая река Волга – наше богатство (старший дошкольный возраст).
Проблема:
Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Волги. Вот почему надо познакомить детей с рекой Волгой. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать.
Замысел:
Познакомить детей с рекой Волгой. Знакомство обязательно должно быть активным. Дети – полноправные участники проекта. С помощью игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о своей реке очень многое, проникнутся ее проблемами.
Реализация.
Подготовительный этап:
Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Волги. Изготовление дидактических игр. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с рекой Волгой. Составить примерный план всех мероприятий проекта «Великая река Волга» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).
Исследовательский этап:
1. Психологическая подготовка детей.
Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Волге.
2 .Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением реки Волги, чтение художественной литературы о Волге.
3. Проведение занятий.
Темы занятий:
- «Великая Волга. Волга – красавица»,
- «Волга – труженица, кормилица»,
- «Волга – поилица. Волга – водная дорога»,
- «Волга – природное сообщество»,
- «Человек и Волга»,
- «Спасем нашу Волгу».
4. Наблюдения
Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдения проводились родителями при поездках с ребенком на Волгу и ее притоки. Для этого со всеми родителями была проведена консультация, где рассказывалось, на что надо обратить внимание детей при поездке, что пронаблюдать, как вести себя в некоторых ситуациях. В конце беседы всем родителям раздали памятки на тему: «Поездка к реке Волге» Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке Волге, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки, в сравнении каким он был вначале.
Это наш город и наша река. Здесь мы живем и отдыхаем. Совсем нетрудно пустые бутылки, пакеты, обертки собрать за собой и выбросить возле своего дома в контейнер. Пусть всем, кто бросил хоть одну бумажку будет стыдно. Слышу недоумевающий голос: «А что, я бросил бутылку в целую кучу мусора. Куча то уже была». Дорогие люди, пусть каждый начнет с себя. Давайте не будем умножать мусорные кучи.
Бурно обсуждали с детьми, что делать в такой ситуации. После обсуждения решили:
• Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.
• Всем отдыхающим собраться вместе и убрать мусор.
• Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф. Он должен быть весомым.
• Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.
• Не сорить самим.
• Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.
5. Плакаты.
Мы с детьми решили не оставаться в стороне. Всю неделю мы рисовали плакаты. Надо было видеть гордость детей, которые заняты делом спасения Волги! На полу, на листах ватмана, было нарисовано 4 красочных плаката, главный девиз которых: «Волга – наше богатство». В выходные дни на центральном пляже города и на берегу за мостом появились наши плакаты
6. Письма детей и родителей.
Некоторые родители решили вместе с детьми написать письма, в которых звучит любовь к нашей реке, тревога за ее состояние, и предлагаются некоторые пути оздоровления Волги
7. Настольно-печатные игры. Настольно-печатная игра (сделанная своими руками) «Путешествие по Волге». Благодаря этой игре, дети с легкостью запомнили, откуда Волга берет начало, куда впадает, ее наиболее известные притоки и крупные города возле реки.
8. Дидактические игры:
- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Волге хорошо, а что плохо;
- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Волги, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;
- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки Волги найти 5 – 10 различий;
- «Что неправильно нарисовал художник?», найти ошибки, которые допустил художник при рисовании обитателей реки Волги;
- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением волжских рыб и одну, например, морскую;
- «Расшифруй волжских рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением ножниц, арбуза, лимона, иголки, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – налим.
9. Лабиринты:
- «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;
- «Покорми карасика»;
10. Ребусы о волжских рыбах.
Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия волжских рыб
11. Кроссворды о волжских рыбах.
На первом этапе кроссворды с картинками, изображающих рыб, затем без картинок
12. Подвижные игры:
- «Рыбы». После первой команды: «День» - все «рыбы» (дети) плавают; после второй: «Опасность» - замирают; третьей: «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».
- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.
- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.
Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.
13. Пословицы и поговорки о реке Волге.
Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки
14. Конкурс художников.
Объявить заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, карандаши.
Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую классическую музыку.
Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник».
Лучшими рисунками детей украсить группу – оформить выставку, на которую пригласить все желающих детского сада.
Результат:
Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было поисков сведений о Волге в различных энциклопедиях и интернете. Сколько рисунков, игр, заданий! Была удивлена, как активно и с удовольствием родители вместе с детьми писали письма. Сколько боли в словах родителей за нашу Волгу. Сколько рассказов об уборке тех местечек на Волге, где любят с семьями отдыхать. Надеюсь, что эти дети никогда не нанесут вреда нашей Волге, никогда не бросят бумажку и не позволят это сделать тем, кто рядом. Давайте вместе спасать Волгу! Каждый волжанин должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки. Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения Волги? Чиновники, директора заводов, волжане! От нас зависит завтрашний день Волги. Не допустите ее гибели!
Список литературы:
1. Акишин А. С. Природно-ресурсный потенциал России и Волгоградской области : состояние управления и перспективы: уч. пособие. Волгоград, 2006 -336 с.
2. Альманах-2002 (сборник статей) // Волгоградский отдел международных академ. науч. открытий и изобретений «ВОРАЕН». Волгоград, изд-во ВолГУ, 2002-224 с.
3. Проблемы охраны производственной и окружающей среды: материалы научно-практической конференции г. Волгограда, Волгоград, 2000 г-с101--108.
4. Составители Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986
Приложение к работе: Экологический проект на тему «Великая река Волга – наше богатство».
Планы занятий по ознакомлению детей с рекой Волгой
Типы занятий: Интеллектуально-развивающие.
Сообщение новых знаний.
1. Тема: Великая Волга. Волга – красавица.
Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как самой крупной и красивой реке в Европе. Показать величие реки Волги и красоту тех мест, где она протекает. Познакомить с географической картой реки Волги : где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, большие города вдоль реки Волги. Воспитание чувства гордости за нашу великую реку.
Материал: 6 – 8 фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги, репродукции картин – пейзажи с изображением реки Волги художников : Айвазовского, Саврасова, Кустодиева, Галахова, Боголюбова; запись песни Зыкиной «Течет Волга», географическая карта реки Волги.
План.
1. Прослушивание песни Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», с просмотром фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги.
2. Вступительная беседа:
- Что вы знаете о реке Волге?
3. Примерный рассказ воспитателя о реке Волге :
Волга – одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой. Полюбуйтесь на репродукции картин известных художников:
4. Знакомство с географической картой реки Волги.
Волга берет начало (показ на карте) у деревни Волговерховье Тверской области.
Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо – Русская великая река…
И не только берега крутые, И не только тучи - облака,
В Волге, словно в зеркале России, Судьбы отразились и века. (Палькин Н. Е.)
Показать по карте, какой огромный путь проделывает река. Вначале она течет по зоне лесов, затем по лесостепи, по степи, и далее до Каспийского моря по полупустыни.
Показ крупных притоков реки Волги, объяснить, что они питают Волгу, делают ее полноводной.
Показ больших городов вдоль реки. Помочь детям понять, почему города «растут» у реки.
5. Итоговое обобщение.
2. Тема: Волга – труженица, кормилица.
Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны, важнейшем экономическом регионе России. Показать значение Волги - труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в производстве электроэнергии. Познакомить с промысловой рыбой, обитающей в Волге. Вызвать чувство гордости, что мы живем на такой могучей реке.
Материал: картины с изображением Волжской ГЭС, заводов и фабрик вдоль берега реки Волги, картинки с изображением Волжской промысловой рыбы.
План.
1. Вступительная беседа:
- Почему люди селились возле Волги?
- Объясните, почему говорят, что Волга – труженица и кормилица?
2. Примерный рассказ воспитателя с показом иллюстраций.
Издревле человек использовал речную воду в своем хозяйстве. Ни один завод не может работать без воды. Современные заводы и фабрики требуют еще больше воды. Почти половина промышленного и сельского хозяйства России находится на берегах Волги и ее притоках. Машиностроение, нефтепереработка, химические предприятия, тепловые и атомные электростанции – везде нужна вода. Использованная вода сливается назад, в реку. Да, ее предварительно очищают в специальных очистных сооружениях. Но зачастую, эти сооружения настолько устарели, что половина вредных веществ остается в воде. Наша страна может обойтись без машин, станков, нефти, удобрений? Что же делать тогда?
Мощные гидроэлектростанции перегородили реку каскадом плотин. Волга из могучей проточной реки превратилась в цепь слабопроточных водоемов. Треть всей производимой в стране электроэнергии производится на волжских берегах. Можем страна обойтись без электроэнергии?
Нужна вода и в сельском хозяйстве. Без полива нельзя получить хорошие урожаи.
Везде нужна вода и дает ее нам Волга – кормилица. Наша задача – сберечь чистоту волжской воды. Сделать это очень трудно. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы полностью решите эту проблему.
3. Рассказ воспитателя о промысловой рыбе, которая водится в Волге.
Показ иллюстраций с изображением волжской промысловой рыбы. В Волге обитает около 70 видов рыб. Из них 40 промысловых ( важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).
3. Итоговое обобщение.
3. Тема: Волга – поилица. Волга – водная дорога.
Программное содержание: Показать значение реки Волги, как источника питьевой воды. Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды. Познакомить с одним из способов очистки воды – фильтрованием. Научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду. Учить беречь воду. Показать значение реки Волги, как центральной водной артерии России.
Материал: географическая карта реки Волги со всеми водными системами с прилегающими территориями;
раздаточный (для опытов) : три стакана с чистой водой, воронка, прозрачный сосуд для фильтра (пластиковая банка, фильтровальная бумага, чистый (прокаленный на огне) песок, уголь для фильтра. Масло растительное, земля и соль по 1-ой ложке.
План.
1. Вода – дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Всего 60 лет назад наша волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная.
- Можно ли очистить грязную воду?
- Как это можно сделать?
- Из чего можно сделать фильтр?
Чтобы очистить воду надо затратить немало средств (денег) и времени.
2. Изготовление фильтров:
- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;
- насыпать туда же уголь;
- сверху чистый песок.
С каждым разом качество фильтра улучшается.
3. Проведение опытов по очищению воды:
- в стакане с чистой водой размешать ложку земли и ложку масла, пропустить через фильтр;
- в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать.
Дети делают выводы: земля и масло сразу отфильтровались, а соль не фильтруется.
Вещества, которые хорошо растворяются в воде, практически не фильтруются. В Волге достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем волжская вода поступит к нам в дом, ее не только фильтруют, но и хлорируют. Хлор – это газ, который делает воду чище. Хлор сам постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить.
Вывод: волжская вода – наше богатство, которое надо беречь, воду использовать разумно, экономить.
4. Примерный рассказ воспитателя.
- В далекие времена, когда не было дорог, как можно было попасть в другой поселок на реке, перевезти груз?
Издревле люди использовали реку, как водную дорогу. Вначале плавали на плотах, затем лодках, позже научились строить пароходы. Почти 200 лет назад был построен первый пароход. Когда Волгу соединили с Невой, открылся выход в Балтийское море (показ по карте). Стали совершаться крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, позже нефти и хлопка. Сейчас Волга на севере страны соединена с Белым морем через Беломорско - Балтийский канал, на юге – с Азовским и Чёрным морями — через Волго - Донской канал (показ по карте).
Итоговое обобщение.
4. Тема: Волга – природное сообщество.
Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как о природном сообществе, где совместно обитают разнообразные животные, растения, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в реке. Помочь понять взаимозависимость живой и неживой природы. Воспитывать вдумчивое, бережное отношение к реке и его обитателям.
Материал: иллюстрации с изображением растений и животных, обитающих в реке Волге и ее притоках.
План.
1. – Что такое река? Это природное сообщество микробов, растений и животных, которые совместно приспособились жить в реке.
• Растения Волги (камыш, рогоз, кувшинка, тростник и др.);
• Различные водоросли;
• Животные Волги и ее притоков (рыба, раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапля, кряква и т. д.);
• Взаимосвязь и взаимозависимость микробов, растений, животных, как они приспособились к условиям жизни в реке.
2. Составление вместе с детьми 3 – 4 цепи питания, которые складываются на реке. Например: растения – комары – лягушки – цапли; водоросли – головастики – окуни - аисты.
3. Самостоятельное составление детьми цепи питания.
4. Итоговое обобщение.
5. Тема: Человек и Волга.
Программное содержание: Дать понятие о природном равновесии реки, что человек не должен вмешиваться, и тем более загрязнять реку.
Помочь понять детям, как человек порой без злого умысла, просто не подумав, может нарушить это хрупкое равновесие. Подвести детей к мысли, что реку надо охранять.
Материал: письмо от «рыб» реки Волги, иллюстрации берегов Волги с мусором; на каждого ребенка альбомный лист и карандаш.
План.
1. Сюрпризный момент: почтальон принес письмо от «рыб реки Волга».
2. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята. Мы, рыбы реки Волги, очень рады, что вы интересуетесь нами. Мы и другие обитатели реки очень просим вас помочь нам. Наш дом – река Волга – в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Нам не выжить в грязной воде. Помогите нам, пожалуйста».
3. Обсуждение письма:
- Почему вода становится все грязнее?
- Ребята, как мы можем помочь обитателям реки?
4. Разбор некоторых ситуаций, которые приводят к нарушению природного равновесия в реке:
• Водитель помыл в реке свой автомобиль или мотоцикл. В воду попали бензин, смазочное масло. Мальки рыб, и многие другие обитатели реки погибли или заболели. Предложить детям продолжить цепочку бед.
• Раки поедают погибших животных. В реке выловили почти всех раков. Раков не стало - от погибших животных заражались здоровые рыбы и другие обитатели реки. От больных рыб цепочка идет дальше.
• Моллюски пропускают через себя очень много воды и очищают ее от мелких растений. Ребята играли в игру «Кто больше соберет двустворчатых моллюсков». Без воды и пищи моллюски на берегу быстро погибли. Живых фильтров в реке нет - вода мутнеет. Меньше проникает света - растения страдают и начинают погибать. Меньше кислорода, который выделяли растения - труднее дышать рыбам. Цепочку продолжить детям.
• Рассыпанные удобрения дождевой водой смыло в реку – отравление всех обитателей реки – их болезнь и гибель.
• Кучи мусора на берегу во время паводка попадают в реку – результат тот же.
5. Охрана реки Волга (предложить детям обо всем сказанном делать свои зарисовки, наброски) :
• Не бросать в воду мусор.
• Не оставлять мусор на берегу.
• Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).
• Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.
• Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.
• Расчищать родники и ручьи.
• Беречь воду.
• Оберегать растения – не рвать кубышки, кувшинки и любые другие растения.
• Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.
• По-возможности помогать животным:
- зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород, и рыбам было легче дышать;
- весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.
6. Итоговое обобщение.
6. Тема: Спасем нашу Волгу.
Программное содержание: Учить детей составлять модели по охране реки Волги. Воспитывать ответственность за все живое на реке. Формировать у детей ответственно-осознанное отношение к реке Волге.
Материал: авторский рассказ «Рыбалка»; на каждого ребенка по 4 листа альбомной бумаги, цветные и простой карандаши, личные зарисовки с прошлого занятия.
План.
1. Чтение рассказа «Рыбалка», беседа по содержанию. Обязательно включить такие вопросы:
• Расстроился ли мальчик, что новые приезжие развели костер в другом месте?
• По какой фразе это видно?
• Почему мальчик так переживает из-за этого?
• Какую рыбалку любит мальчик?
• Можно назвать соседей рыбаками? Почему?
• Почему на берегу валялась мелкая рыбка?
• Что еще можно сказать об этих браконьерах?
• Как вы думаете, что делали мальчик с отцом после отъезда браконьеров?
• Почему они все убирали за ними, а не продолжали ловить рыбу?
• А вы, ребята, любите свою Волгу?
• В чем выражается ваша любовь?
• Как ваша семья отдыхает на Волге?
2. Предложить детям придумать и нарисовать свои модели по охране реки Волги. Напомнить детям, что надо вспомнить все, что говорили о Волге на прошлых занятиях.
3. Обсуждение получившихся у детей моделей.
4. Принять и зарисовать единые модели «Охрана реки Волги», «Охрана рыб».
5. Итоговое обобщение.