Марина Батова
Педагогический проект «Гостья Осень» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Гостья Осень» для детей среднего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель МКДОУ д/с «Теремок» Батова М. А.
Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
(У. Х. Килпатрик)
В нашем детском саду широко используется проектная деятельность: она поддерживает детскую инициативу, развивает личность ребенка, его познавательные, речевые и творческие способности.
Публикация «Педагогический проект „Гостья Осень“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию разработанный и проведенный мною проект «Гостья Осень», в котором приняли активное участие воспитатели, дети и родители средней группы «Непоседы» совместно с музыкальным руководителем.
Проект помог развить познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей; помог выявить в каждом ребенке творческую и инициативную личность; помог вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В теплые края.
А. Ерикеев
Тема проекта: «Гостья Осень»
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 26 сентября по 31 октября).
Участники: воспитатели, дети и родители средней группы, музыкальный руководитель.
Актуальность.
Обилие информации не приводит к системности представлений современных детей об окружающем, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
В период дошкольного детства закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовать детей в происходящих вокруг природных явлениях; стимулировать интерес и детей, и взрослых к совместной деятельности (игры, эксперименты, художественная деятельность) и устанавливать причинно-следственные связи, что способствует эмоциональному благополучию.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, будут наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь к природе, родному краю. Приобретенное в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает глубокий интерес, расширяет знания, способствует формированию характера. Ознакомление дошкольников с природой – средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Детский сад – первый в несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители. Дальнейшее развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Цели:
- расширение представлений детей о взаимосвязи между объектами живой и неживой природы осенью;
- приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.
Задачи:
- расширить представления детей об осени как времени года;
- сформировать интерес к осенним природным явлениям, жизни животных и птиц в осенний период;
- уточнить представления об овощах и фруктах (название, форма, цвет, место произрастания);
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- развивать связную речь, внимание, тактильные ощущения;
- раскрыть творческие способности и интересы дошкольников;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Ожидаемые результаты:
- знание детьми осенних явлений природы, изменение погодных условий, о жизни животных и птиц осенью;
- умение замечать красоту родного края;
- активизация и пополнение словарного запаса, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- привлечение родителей к активному участию в процессе развития ребенка.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (с середины сентября до начала октября):
- подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу, дидактический материал, наглядные пособия, материал для художественного творчества;
- составить перспективный план;
- организовать предметно-развивающую среду.
2. Основной (октябрь, приложение).
3. Заключительный:
- осенний праздник «Золотая осень»;
- конкурс стихов «Осенняя пора – очей очарование»;
- сюжетная композиция «Подарки осени».
Приложение
Образовательная область Мероприятие
Социально-коммуникативное развитие
• Дидактические игры: «Времена года», «Осень – лето», «С какого дерева листок!», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Что сажают в огороде?», «Кто скорее соберет», «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху»
• Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Урожай», «Подбери пару», «Времена года».
• Театрализованные игры: «Представь себе», «Зверята», «Лисята», «Мы варили суп», «Мы варили суп» (картотека)
• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Детский сад».
• Игровые ситуации: «У нас гости», «Готовим вкусный обед», «Варим варенье (компот)», «Помоги белке», «Зайчик в беде»
• Беседаы по ОБЖ: «Ядовитые грибы и ягоды», «О здоровой пище», «Полезное-неполезное», «Витамины с грядки»
• Украшение группы осенними композициями из листьев, цветов.
• Оформление выставки рисунков детей на тему «Осень», «Овощи и фрукты».
• Составление гербариев.
• Сбор ягод рябины, семян цветущих растений, осенних листьев, семян деревьев, шишек хвойных деревьев.
• Праздник «Золотая осень»
Познавательное развитие
• Наблюдение за состоянием погоды, деревьями.
• Наблюдение за птицами, за их поведением.
• Коллаж «Осень», «Как человек готовиться к зиме», «Что нам осень принесла?»
• Рассматривание моделей сезонных изменений в природе.
• Прогулки по территории детского сада (наблюдение за растительным миром).
• Рассматривание сюжетных картин: «Осенний лес», «Золотая осень» И. И. Левитан, «Уборка урожая», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Отлет птиц», «Как белка готовится к зиме», «Ежи».
• Рассматривание альбомов: «Осень», «Приметы осени», «Фрукты», «Овощи», «Лесные звери».
• Изготовление мобиля «Времена года», «Подарки осени».
• Экспериментальная деятельность: «У кого какие детки»; «Изменение вкуса ягод при замораживании», «Красящие вещества фруктов и ягод»; «Как листики летают по ветру»; опыты с песком и глиной (на прогулке).
• Развивающие игры с блоками Дьенеша: «Зайкин огород», «Толстый – тонкий», «Ёжик», «Вороны», «Домик белочки», «Нелепицы».
• НОД
Мир природы
1. «Осенние приметы»
2. «Как дикие животные готовятся к зиме»
3. «Овощи»
4. «Что нам осень подарила»
• Математическое развитие
1.«Осенняя полянка»
2.«В гостях у зайчика»
3.«Во саду ли в огороде»
Речевое развитие
• Мнемо таблица «Осень» (составление рассказов об осени)
• Конкурс стихов «Осенняя пора-очей очарованье»
• Заучивание стихотворений об осени.
• Использование загадок и пословиц об осени, осенней одежде.
• Беседы по сюжетным картинам: «Осенний лес», «Уборка урожая», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Отлет птиц», «Как белка готовится к зиме», «Ежи».
• Словесные игры: «Скажи какой (какая)», «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто что умеет делать», «Скажи какой, какая», «Опиши, я отгадаю».
• Инсценировка сказки: «Репка», «Теремок»
• НОД
• «Осень» К. Бальмонт (заучивание)
• «Белки» (рассматривание картины)
• «Репка» (пересказ сказки)
• «Овощи и фрукты»
Художественно- эстетическое развитие
• Музыкальное развитие: повторение песен, танцев к осеннему празднику.
• Чтение художественной литературы:
1. Чтени стихов об осени; И. Бунин «Листопрад»; Г. Новицкая «Тишина»; К. Ушинский «Заяц и еж», «Дятел»; В. Сутеев «Под грибом».
2. И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»; Е. Чарушин «Про зайчат»; А. Блок «Зайчик»; И. Гурина «Лесные жители»; Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
3. Ю. Тувим «Овощи», Т. Петухова «Капуста»; Ознакомление с малыми фолклорными формами: загадки об овощах; Шотландская песенка (пер. И. Токмаковой) «Купите лук»; В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; Белорусская сказка «Пых».
4. В. Сутеев «Мешок яблок»; Ознакомление с малыми фолклорными формами: загадки о фруктах; Е. А. Алябьева «Вкусный арбуз»; К. Ушинский «История одной яблоньки»; Украинская сказка «Колосок».
• Конструктивная деятельность: «Теремок для зверят», «Заборчики вокруг огорода», «Ворота в сад»
• Творческая мастерская: «Вкусная кормушка для снегирей», мобиль «Подарки осени», коллаж «В осеннем лесу», «Королева осень».
• Рассматривание пейзажных картин об осени, натюрмортов с овощами и фруктами.
• НОД
Лепка
1. «Мухомор»
2. «Вот ежик – ни головы, ни ножек»
3. «Во саду ли в огороде»
Рисование
1. «Кисть рябинки, гроздь калинки»
2. «Радостная осень в лесу»
3. «Яблоко спелое, красное, сладкое»
4.«Чудо плоды»
Аппликация
1. «Консервируем фрукты»
Физическое развитие
• Подвижные игры: «Зайчик и лисичка», «Попади в цель»,
• Игровые упражнения: «Листочки кружатся», «Поймай листочек».
• Физкультминутки: «Дует ветер нам в лицо», «Ходит осень в нашем парке».
• Игра – соревнование: «Кто быстрее соберет осенний букет»
Развивающая среда
• Игры развивающие и настольно-печатные: «Сложи картинку: овощи», «Фрукты, овощи», лото «Огород»; «Сложи листок», «С какого дерева листок», «Кто где живет»; домино «Ягоды»; «Подбери картинку», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Урожай», «Подбери пару», «Времена года»; кубики «Овощи, «Фрукты», «Лесные звери».
• Развивающие игры с блоками Дьенеша: «Зайкин огород», «Толстый – тонкий», «Ёжик», «Вороны», «Домик белочки», «Нелепицы».
• Предметные картинки на тему: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные».
• Картины «Золотая осень» Левитана, «Осень в лесу», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Уборка урожая».
• Альбомы для рассматривания: «Осень в картинках», «Приметы осени», «Осенние фантазии».
• Раскраски: по сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»; по теме «Овощи, фрукты», «Деревья и листья», «Лесные звери».
• Шаблоны, трафареты листьев, овощей, фруктов.
• Счетный материал по теме: «Овощи, фрукты», «Деревья и листья», «Лесные звери».
• Фланелеграф, настольный театр «Репка», «Теремок».
• Кукла Осень; мобиль «Дары осени»
Работа с родителями
• Консультации: «Одеваем детей по погоде», «Экскурсия в парк».
• Памятка: «Наблюдение в природе», «Как правильно учить стихи».
• Изготовление поделок на выставку «Осенняя фантазия»
• Подготовка детей к конкурсу чтецов «Осенняя пора – очей очарование» (разучивание стихотворений).
• Создание альбома «Золотая осень»; гербария «Осенние листья».
• Совместные прогулки родителей с детьми в парк, березовую аллею.
• Привлечение родителей к изготовлению костюмов к празднику «Осень золотая»; трафаретов, шаблонов, раскрасок для изодеятельности; к организации выставки овощей и фруктов.