елена прокопова
«Вальс цветов» Художественно-эстетическое развлечение для детей, педагогов, родителей
▼ Скачать +Заказ
«Вальс цветов»
Художественно-эстетическое развлечение
(для родителей и детей старших групп)
Прокопова Елена Львовна, воспитатель
Цель: Эмоционально-эстетическое развитие дошкольников. Создание ситуации успеха для каждого.
- Предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника.
- Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно.
Публикация «„Вальс цветов“ Художественно-эстетическое развлечение для детей, педагогов, родителей» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
Формировать представления о добре, красоте, духовных ценностях через образы искусства: музыку, живопись, литературу;
Формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы;
Дать детям понятие о том, как художник композицию для своей картины.
Показать роль цветового фона для натюрморта.
Упражнять в составлении композиции из разных предметов и рисовании наброска составленного натюрморта.
продолжать знакомить с музыкальным искусством, искусством слова, искусством живописи, посредством отражение в них времен года;
целенаправленно и систематически развивать чувство прекрасного, творческие способности детей, развивать потребности в творчестве и общении с искусством;
развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук, художественный вкус, художественно-творческие способности, через отражение увиденного и услышанного в искусстве,
Воспитывать активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность.
Словарная работа: натюрморт жанр живописи, художники-живописцы, простой натюрморт, одновидовой натюрморт, сложный, дальний план, передний план.
Оборудование:
Магнитофон
фонограмма П. И. Чайковский «Времена года»
Иллюстрации с изображением натюрмортов разного вида;
Бумага тонированная, ватман, клей, ножницы, краски, кисти, столы для рисования;
Репродукции картин:
И. Хруцкий «Цветы и плоды»; И. Грабарь «Хризантемы», «Неприбранный стол»; М. Сарьян «Цветы и плоды»; Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка».М. Асламазян «Цветущий кактус»(По выбору воспитателя).
Музыкальное сопровождение:
Чайковский П. И. «Времена года» «Весна» «Подснежник»; «Вальс цветов», «Фея сирени»
Э. Григ, «Утро» Рахманинов. А. Вивальди «Весна»
Литературное сопровождение
Ф. Тютчев, И. Бунин, В. Даувальдер.
М. Яснов «Пейзаж», Н. Рыленков
А. С. Пушкин отрывки о весне;
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций и иллюстраций о цветах : садовых, полевых; открыток с цветами,загадывание загадок.
Заучивание стихотворений, посвященных времени года – лето. Слушание отрывков из пьес о временах года композиторов: Э. Грига, П. Чайковского, А. Вивальди, И. Гайдна, Глазунова.
Ход.
Есть на свете удивительная страна – страна Прекрасного, страна Красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Правит этой страной фея Красоты. Она добрая волшебница и хорошая хозяйка. В её стране всегда красиво, уютно. Все готово к встрече гостей! Закройте глазки и не открывая их, внимательно слушайте (звучит мелодия Фея сирени). Расскажите, что вы, услышали в этой мелодии? (Ответы детей)
А вот послушайте, какое стихотворение написала Е. Серова
о фиалке.
«Фиалка»
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
Послушайте, как в своем стихотворении описала времена года А. Кузнецова: «Времена года».
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Е. Трутнева Четыре художника (отрывок о лете)
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В небе облака.
Я знаю, что у вас в группе кто-то знает стихотворение о лете И. Северянин, «Какого цвета лето?»
Какого цвета лето?
Оно голубого цвета.
Как только день наступает,
Вода голубым сияет.
Какого цвета лето?
Оно зеленого цвета.
В листву молодую одето,
Гуляет зеленое лето.
Какого цвета лето?
Оно золотого цвета.
Золото в небе блистает
И на лугах расцветает.
Какого цвета лето?
Оно разноцветного цвета.
Ребята, мы с вами продолжаем путешествие в мир искусства и сейчас я приглашаю вас на вернисаж, посвященный жанру живописи – натюрморт. Что же такое натюрморт? Давайте еще раз вспомним. Это не только изображение не живой природы, но и отношение художника к самой картине, к тому как он передал свое отношение к изображенному. Вот как в своих стихах об этом жанре искусства написал поэт М. Яснов:
Натюрморт
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт
Я приглашаю вас послушать фрагмент музыкального произведения и внимательно посмотреть на эту картину.
(Дети рассматривают репродукцию картины М. Асламазяна «Цветущий кактус».
• Какое настроение у вас вызывает эта картина?
(Радостное, веселое, солнечное, яркое, теплое).
• А почему? Какие краски здесь использовал художник?
(Розовые, желтые, оранжевые, тепло-коричневые, теплое светло-зеленые.) Поэтому и создается радостное настроение солнечного, пышущего жаром дня.
• О чем же хотел рассказать нам художник в этой картине?
• Что здесь самое главное?
Да цветущий кактус. Он стоит в самом центре, очень пышный. Он как бы красуется собой и говорит: «Вот я какой нарядный! Полюбуйтесь мной. У меня красивые ярко-красные цветы, скоро их будет еще больше – вон, сколько у меня бутонов! А зеленые веточки! Они длинные и в сочетании с красными цветами делают меня праздничным».
• А какой горшочек нарисовал художник?
• Где он стоит? На чем?
Да, на нарядной оранжево – желто – коричневой скатерти. Эти цвета очень красиво сочетаются с зеленым, красным и коричневым. А что лежит около цветка? Разноцветные бусы, они ещё больше украшают цветок.
• А есть ли на картине солнышко?
Да оно освещает цветок, скатерть и стену, делает её розовой и
теплой. И вся картина очень нарядная, праздничная, декоративная. Она как бы переливается солнечными красками – вот как эта мелодия.
(звучит музыкальный отрывок, совпадающий по настроению с картиной).
- Ребята! А что вам слышалось в этой мелодии?
(Дети высказывают свое мнение).
- А сейчас давайте полюбуемся этой картиной. (Дается время для рассматривания).
Звучит мелодия П. Чайковского «Вальс цветов», дети слушают стихотворение И. Сурикова:
Зеленый луг, как чудный сад
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блестки.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки…
Сейчас я приглашаю вас поиграть. Я буду загадывать вам загадки, а вы под музыку изображать этот цветок и находить его на нашей «поляне».
Под звучание «Вальса цветов» П. Чайковского дети пластически изображают угаданный цветок и присаживаются рядом с ним на «полянку».
• Эй, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет! (Колокольчик)
• Стоят на поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
• Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице (Одуванчик)
• Синие звездочки в поле горят
Выскочить прямо из ржи норовят (Васильки)
• Красная принцесса
У нас в саду растет,
И чистую водицу
Она лишь только пьет. (Роза)
Вы хорошо угадали все цветы. Молодцы. Вам, наверное, помогла угадать музыка? Как она называется?
- «Вальс цветов».
Вот как красиво, используя нежные интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончель, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.
Давайте полюбуемся ещё раз картиной И. Хруцкого «Цветы и плоды». Описательный рассказ (воспитателя или родителей)
- В нарядной декоративной вазе стоит букет из разных цветов : пионы, ирисы, незабудки; вокруг вазы, в корзиночках и коробках лежат ягоды и плоды. В стакане до половины налитом водой, ломтик лимона. Своей прозрачностью стакан подчеркивает плотность вазы. Долька лимона, лежащая у края стола, напоминает о присутствии человека. Об этом же и говорит и свисающая со стола лимонная кожица, сигарета, вставленная в мундштук.
Какое богатство и изобилие плодов! На переднем плане слева - огромная тыква в окружении груш, разрезанного лимона, яблока. Все это в зеленовато-желтых холодных тонах. Справа – короб с грудой розово – оранжевых, теплых по цвету персиков, положенных на зеленые листочки. Один персик около короба разрезан, и видна косточка. На заднем плане, более темном по цвету, коричнево-фиолетовом, просматривается слева корзиночка, наполненная виноградом, со стебельками овса, справа – кисть винограда, лежащая на тыкве, а ещё дальше – хрустальный графин. Посмотрите ваза с цветами, как бы объединяет эти два цветовых пятна – холодное справа и теплое слева; цветы, стоящие в ней, тоже подобраны в контрасте теплых и холодных тонов, усиливающих единство изображения. Вся картина пронизана ощущением изобилия, радости от щедрых даров земли, восторженной любви к ней. Она звучит как гимн природе.
А сейчас ответьте мне на вопросы, если вы внимательно смотрели на картину и слушали мой рассказ.
• О чем художник хотел нам рассказать в этой картине?
• Какое настроение она у вас вызывает? Почему?
• Какие краски использовал художник?
• Почему художник так расположил предметы (близко к нам на переднем плане?
• На что он хотел обратить наше внимание?
• Что самое главное в картине?
• Почему в центре поставлена ваза с различными цветами, нарисованными теплыми и холодными красками?
(Она объединяет правую и левую стороны картины и вносит в картину гармонию, устанавливая «дружбу» разных цветовых тонов и форм.)
- А сейчас выполните следующее задание: подобрать краски, которые использовал художник в этой картине.
(Звучит мелодия о лете)
На столе у картины надо расположить разноцветные полоски, которых больше чем использованных в картине красок.
(Дети выбирают цветные полоски и выкладывают их, сравнивая с цветовой гаммой картины.) Посмотрите как много красок и цветовых оттенков, использовал художник, чтобы написать такую красочную картину. Художники - очень внимательные люди, они все видят в красках, в формах, часто удивляются неожиданной красоте предметов, хотят обратить и наше внимание на них. Каждый художник видит обычные предметы по-своему.
Давайте все вместе нарисуем большую картину, на которой изобразим букет цветов в большой вазе. Вот на этом листе есть контур вазы. Посмотрите, какого размера должны быть ваши цветы, чтобы можно было составить огромный красивый букет. Каждый из вас выберет себе формат бумаги, в зависимости от размера будущего цветка и нарисует свой цветок. Затем наведете на столах порядок, вырежете свой цветок и найдете ему место в общем букете. Затем цветы наклейте. Кто захочет, может нарисовать и вырезать плоды, которые займут место рядом с вазой.
Самостоятельная работа детей. (Звучит инструментальная мелодия с шумом ветра, жужжанием пчел и шмеля, пением птиц).
Дети наклеивают свои цветы, составляя единое изображение на ватмане. (Коллективная работа).
Какая чудесная летняя картина у нас получилась! Видно, что цветы танцуют вальс?
Можно ли её назвать «Вальс цветов»?
Придумайте свое название данной работе. (Ответы детей).
Смог бы один человек за такой маленький отрезок времени создать такую картину? (Ответы детей).
- Да нам помогла дружба создать такую чудесную, радостную, веселую, теплую картину.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Вот наша работа тоже отправляется на вернисаж, где ею смогут полюбоваться родители и дети других групп. А с наступлением осени и зимних дней она будет нам напоминать о лете. Мы будем ею любоваться и слушать удивительное звучание «Вальса цветов».
Я приглашаю вас ещё раз потанцевать под мелодию «Вальс цветов» П. Чайковского. (Все танцуют).
Как воздух чист! Как небо ясно!
Как лето все-таки прекрасно!