Гюлли Керимова
Экологический проект в старшей группе «Дары природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе
Тема: «Дары природы»
Подготовила:
Керимова Г. Ф., воспитатель
Тип проекта : информационный, творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Возраст детей – участников: 4-5 года
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители группы
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Дары природы“» размещена в разделах
Актуальность: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы – дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения: природой родного края. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Общение с природой производит огромное впечатление на ребёнка, учит любоваться её красотой, воспитывает в ребёнке человечность и доброту. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. Поэтому очень важно научить ребёнка любить всё живое, будь то цветок или птица, котёнок или лягушка, защищать и оберегать природу.
Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что уже с младенческого возраста важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле, подавая малышу пример своим собственным поведением.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : «Что можно сделать из природного материала». Проект позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды.
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную, познавательную, творческую, коммуникативную; сблизить детей с родной природой, показать ее разнообразие, создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данному вопросу.
2. Воспитывать у детей и родителей бережное и заботливое отношение к природе.
3. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
5. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
6. Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
8. Познакомить детей с разными видами природного материала;
9. Пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала.
Этапы проекта :
1. Подготовительный: постановка цели и задач проекта, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор материала и оборудования.
2. Основной: поиск ответов на поставленные вопросы, изучение природных объектов.
Создание коллекции природных материалов (Приложение 1)
Создание гербария (Приложение 2)
Чтение художественных произведений о природе
Беседа: Что такое «Мастерская природы?», «Берегите природу»
Аппликация «Мельница» (коллективное пано (Приложение 3)
Самостоятельная деятельность:
Рассматривание тематических картин, иллюстраций.
Дидактическая игра: «Каменный оркестр»
Игры: «Перемешай и соотнеси», «Рамочка», «Детки, с какой ветки», «Плоды и листья», «Что растет в лесу», «Найди листок как на дереве», «Отгадай, что за растение»(Приложение 4)
3. Обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в различной форме, закрепление полученных результатов.
Продукты проекта :
Выставки поделок из природного материала (Приложение 5)
Создание коллекции природных материалов
Создание гербария
Мероприятие «Осенняя ярмарка»(Приложение 6)
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Воспитание у детей интереса к природе» (Приложение7)
Участие в выставке поделок из природного материала
Участие в мероприятии «Осенняя ярмарка»
Анкета для родителей «Природа в жизни ребёнка» (Приложение 8)
Совместный сбор бросового и природного материала
Создание коллекции природных материалов
Создание гербария.
Результат: у детей повысился познавательный интерес к миру природы, наблюдательность; появился еще больший интерес к изготовлению поделок из природного материала; дети с удовольствием работают в творческой мастерской с различными материалами. Дети овладели различными художественными материалами, способами работы с ними.
Приложение 4
Дидактические игры
«Перемешай и соотнеси»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)
«Рамочка»
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даё т задание:составь портрет осени и назови его; сделай картину сегодняшнего дня.
«Плоды и листья»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям и кустарникам, а также
плоды к листьям.
«Что растет в лесу»
Цель: закрепить знания о лесных или садовых растениях.
Приложение 7
Консультация для родителей на тему: “Воспитание у детей интереса к природе”
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок - все это при безразличном, а то и поощрительном со стороны взрослых членов семьи отношении может, в конечном счете, привести к крайне нежелательным последствиям. Запреты не помогут, а скорее навредят. Естественную любознательность ребенка с самого раннего возраста следует очень внимательно направлять в нужное русло. Легче и эффективнее делать это тогда. Когда ребенок в домашних условиях – чем раньше, тем лучше – приобщается к загадочному, увлекательному и в то же время легкоранимому миру природы. Стимулировать развитие реб нка в этом отношении родители могут самыми разнообразными способами. Взять, к примеру, выращивание домашних растений. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы дети своевременно их поливали. Следует всячески поощрять их интерес к процессу роста и развития растений, появлению ростков, цветов и плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения, как герани или бегонии, комнатные культуры помидоров и огурцов.
Иными словами, каждая семья в городских условиях располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить и развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность общения с ней. Пробудившийся интерес, в свою очередь, неизбежно порождает доброжелательное отношение, а оно способствует формированию эстетических и нравственных качеств ребенка. Большое воспитательное значение имеют и регулярные семейные выезды в лес, в поле, на реку или озеро.
Ребенок под благотворным влиянием родителей постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. При этом у детей в довольно раннем возрасте возникает осознанное отношение к природе.
Формируется эстетическая отзывчивость, столь необходимая для гармоничного развития личности.
Ни в коем случае не следует пренебрегать чтением вслух книг о природе и жизни животных. Такая форма общения взрослых с ребенком играет важную роль уже в дошкольном возрасте и сохраняет свое значение вплоть до подросткового возраста. Вовлекая ребенка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные места, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Целесообразно также играть с детьми в экологические игры такие как «Кругосветное путешествие».
Родитель предлагает реб нку подумать о том, что они могут рассказать инопланетянам о животных земли. (Введите в игру куклу-инопланетянина) вместе с ним садитесь на «ковер-самолет» и начинайте облет Земли. «Инопланетянин» общается с различными жителями Земли (животными, которого изображает реб нок, которые рассказывают о том месте, где они обитают. Родитель помогает реб нку рассказывать, называть самые характерные особенности условий жизни животных.
Понятно, что экологическое воспитание, как и всякое другое, может быть действенным только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Формы и содержание такого общения разнообразны, но строить его следует с непременным учетом возрастных особенностей детей.
Приложение 8
Анкета для родителей «Природа в жизни ребёнка»
С целью выявления значения природы в жизни Вашей семьи предлагаем ответить на вопросы:
1. Имеются ли в Вашем доме животные, растения? Если есть, то какие? Принимает ли участие Ваш ребёнок в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
2. Трудится ли Ваш ребёнок в огороде, саду?
а) охотно, с радостью;
б) равнодушен к труду в природе;
в) у нас нет огорода.
3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие?
4. Любит ли ребёнок слушать произведения о природе?
5. Любит ли Ваш ребёнок смотреть передачи о природе?
6. Знает ли Ваш ребёнок что-нибудь об охране природы. Если да, то что?