ОксанаМосол
Экологический проект в средней группе «Растения нашего детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - май).
Направленность: экологическое воспитание.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект в средней группе „Растения нашего детского сада“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызвать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта : формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.
Задачи:
• Закреплять и расширять знания детей о растениях, которые растут на территории детского сада, их красоте и пользе;
• Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
• Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Этапы:
• Подготовительный.
• Основной.
• Заключительный
Технологии:
• Здоровьесберегающие
• Личностно – ориентированного обучения
• Исследовательской деятельности
• Информационно – коммуникативные
Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы, работа в книжном уголке, тематические выставки, взаимодействие с семьей, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат:
• Проявляют интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
• Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Участвуют в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
• Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
• Проявляют бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с родителями.
• Привлечение родителей к сбору растений для гербария
• Участие родителей в посадке растений на территории детского сада.
2. Практический этап.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Создание презентаций для занятий по темам: "Растения детского сада», «Цветы», «Деревья», «Загадки о растениях», пословицы, поговорки.
Деятельность детей:
• Посадка семян растений в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий самостоятельно в наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и фотографий о растениях.
3. Заключительный этап:
Деятельность педагога
• Оформление стенда для родителей по теме проекта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Оформление ментальной карты «Растения».
• Экологическая сказка «Цветочная поляна».
Мероприятия по реализации проекта
Беседы и наблюдения:
• «Растения – это жизнь»,
• «Деревья в нашем саду»
• «Какая польза от растений»
• «Что нужно для роста растений?»
• «Зачем к цветку летит пчела?»
• «Куда пропадают листья?»
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
• Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за цветами на клумбе.
• Наблюдение за одуванчиками, тюльпанами, ромашками.
• Наблюдение за черёмухой, сиренью, калиной, липой, березой.
• «Что бывает на растениях после цветов»
• Рассматривание бархатцев, ноготков и пересадка их из грунта.
Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»
• «Рост и развитие растений»
• «Земля, какая она?»
• «Вода и росток»
• «Солнце и росток»
Социально – коммуникативная деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за растениями.
Экологические занятия :
• «Волшебная корзинка»
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Одуванчик»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «С какого дерева листочек?», «Цветочный магазин», «Четвертый лишний», «Цветы», «Отгадай растение», «Хорошо-плохо», «Собери дерево».
Настольно – печатные игры:
«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Собери цветок», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «Собери дерево», «Бывает – не бывает», «Найди листок», «Времена года», «Один-много», «Парные картинки», «Времена года».
Подвижные игры:
«Кто больше соберет», «Беги к дереву», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик», «По тропинке», «Птички и дождик», «Бабочки и цветок».
Рассматривание иллюстраций и фотографий растений, картинки «Цветы», «Деревья».
Художественно – эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок по теме.
• Рисование тычком «Разноцветная поляна»
• Рисование «Одуванчик – золотой», «Деревья нашего детского сада», «Ромашка»
• Лепка «Лепестки для цветочка», «Клумба»
• Аппликация «Летний сад», «Дерево», «Красивый цветок».
• Работа с цветочным трафаретом.
Коммуникативная деятельность:
• Чтение сказок: «Вершки и корешки», «Пых», «У солнышка в гостях» Рассказы и сказки: А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», М. Скребцова «Могучая травинка»
• Стихи: «На лугу» (С. Вургун, «Колокольчик» (Е. Серова, «Одуванчик» (Е. Серова, «Ива» (И. Токмакова, «Сосны» (И. Токмакова).
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»
• Экологическая сказка «Цветочная поляна»
• Рассказ детей по теме: «Растения нашего детского сада».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях.
Консультация для родителей: «Берегите природу», «Игры с детьми на прогулке», «Учите детей видеть красоту природы», «Лекарственные растения».
Дидактический наглядный материал: «Лупы», атлас трав и цветов «Под нашими ногами», ментальная карта «Растения», лэпбук «Растения».
Оценка результатов и процесса проектной деятельности :
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.
У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, появилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, развивать умение, бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.