Елена Янова
Экологический проект в средней группе «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
в средней группе
«Птицы – наши друзья»
Подготовила : воспитатель
Янова Елена Михайловна
2018 год
Воспитание активной творческой личности невозможно без соприкосновения с природой. А без сотрудничества ДОО и семьи нельзя решить вопросы воспитания и развития ребенка. Поэтому в нашем детском саду мы уделяем много внимания воспитанию любви к родному краю. Стараемся вызвать чувство гордости и желание узнать новое о его истории, а также прививать любовь к природе края и ближайшему окружению ребенка, учим сохранять и приумножать богатство родной земли.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Многие века человек прямо или косвенно воздействовал на природу. Меняя ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся и животный мир. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными и сохранялись лишь в нетронутых человеком уголках природы. Но многие виды птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться к новым для них условиям и стать городскими. Для России эта группа пернатых богата 80 видами. Примерно такое количество городских птиц живет рядом с нами.
Ознакомление детей с разными видами птиц - важная составная часть экологической культуры. Поэтому я организовала работу по проекту «Птицы – наши друзья». Тема выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. И мы, взрослые, должны воспитывать у детей любовь к птицам родного края, пополнять представления о них, их повадках и образе жизни, создавать условия для общения ребенка с природой.
Я поставила цель: научить детей исследовать птиц, живущих на территории детского сада и нашего поселка, формируя на этой основе интерес к природе и проблемам ее охраны.
Информационно-творческий проект «Птицы – наши друзья» позволил проявить детям активность, инициативу. Были представлены следующие виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка кормушек, составлялись рассказы о зимующих птицах, подбирались стихи, загадки.
Вместе с родителями дети искали стихи, пословицы и загадки о птицах, рисовали иллюстрации к своим докладам и проектам. Был объявлен конкурс «Наши руки не для скуки», для которого родители вместе с детьми мастерили скворечники из пластиковых бутылок.
Работая над проектом, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, развивались познавательные и регуляторные способности.
Я пришла к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, стимулирует его познавательную активность. Систематическое использование метода проектов в работе с детьми повышает интерес к созданию чего-то интересного, необычного, нового, что способствует наилучшему усвоению общеобразовательной программы и формированию интегративных качеств дошкольника.
Тип проекта : информационно – творческий, коллективный.
Участники: дети 4-5 лет, родители, воспитатели группы.
Срок реализации: среднесрочный – с ноября 2017 года по апрель 2018 года.
Формы работы: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, с родителями.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах. Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность.
Цель: изучать образ жизни поведения птиц в зависимости от сезонных изменений, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных условиях.
Задачи:
• Пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта;
• Расширять знания о птицах нашего поселка;
• Развивать творческие и интеллектуальные способности;
• Проводить наблюдения з поведением и питанием зимующих птиц;
• Привлекать воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Работа состояла из трех этапов.
Подготовительный:
• Создание необходимых условий;
• Перспективное планирование;
• Разработка и накопление методических материалов.
Основной (практический) :
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах;
• Занятия и беседы: «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?», «О зимующих птицах», «Как зимуют наши пернатые друзья?», «Птицы разных стран», «Для чего нужна Красная книга?», «Птицы Воронежского края», «Птицы перелетные и зимующие», «Как заботиться о птицах», «Красная книга – сигнал опасности», «Что мы знаем о птицах нашего поселка?» ,«Как птицы встречают весну», «Не разоряйте птичьи гнезда»;
• Целевые прогулки в разное время года;
• Подвижные игры «Большая птица», «Птичий базар», «Перелет птиц», «Воронята», «Птицы и автомобиль».
• Развивающие и настольные игры «Один – много», «Назови ласково», Счет птиц», Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Что едят птицы?», «Разрезные картинки», «Лото».
• Рассказывание по картинкам;
• Рисование на бумаге, использование раскрасок;
• Аппликация «Птицы на ветке», «Снегирь»;
• Лепка из пластилина «Синицы и снегири»;
• Экологические сказки и рассказы о птицах, памятка «Берегите природу»;
• Труд на участке «Столовая для птиц»;
• Работа с книгой в читальном уголке;
Заключительный:
• Подведение итогов реализации проектов («Сколько птичек мы спасли в зимний период времени?», «Чем лучше кормить птиц?», «Как часто необходимо кормить птиц?»;
• Оформление выставки детских работ;
• Оформление результата проекта;
• Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Для развития детской любознательности я использовала просмотры слайдов и видеофильмов о птицах, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц и песен о них. По темам непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» использовались рассказы для детей, которые уточнялись и дополнялись на основе справочной литературы.
Активность детей – главное условие успешного усвоения материала. Поэтому на прогулках, наблюдая, я рассказывала детям о птицах, использовала стихи, загадки, пословицы. Пыталась донести до детей, что птицы – наши маленькие соседи. Шумные, веселые, певучие, разноцветные, смешные и умные – такие разные и забавные.
Зимой к нам прилетали целые стайки воробьев, голубей, синиц. Мы с детьми подкармливали их в зимние морозные дни. Объясняла детям, почему это необходимо делать, что у каждой птицы свой любимый корм.
Родители принимали активное участие в реализации проекта. Было очень приятно вручить благодарственные письма родителям, оказавшим неоценимую помощь в разработке и осуществлении экологического проекта «Птицы – наши друзья» и за проявление творческой фантазии и выдумки. Надолго запомнят папы и мамы, бабушки и старшие братья свое участие в образовательном процессе дошкольников.
В начале разработки проекта родители получили домашнее задание:
• Изучить рекомендации по совместным прогулкам;
• Совместно с ребенком сделать кормушку;
• Развивать словарный запас ребенка в процессе кормления птиц;
• Заучить стихотворения и отгадать загадки про птиц;
• Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, почитать литературные произведения о них;
С родителями также проводилась разнообразная и интересная работа:
• Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольника»;
• Консультация «Безопасное поведение в природе»;
• Экологическая информация в уголке для родителей «Где ночуют птицы?», «Берегите птиц»;
• Консультации «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;
• Акция «Покормите птиц зимой»;
Результаты реализации проекта :
• Расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах;
• Пополнение предметно – развивающей среды литературой, иллюстрациями, фотографиями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками;
• Сформированность любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
• Воспитанники и родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях;
• Дети научились бережно и внимательно относиться к птицам;
• Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, они научились работать совместно, стали более доброжелательны.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что дети чаще стали обращать внимание на то, что около них есть много разных птиц. Дети научились наблюдать, у них пробудились интерес к птицам, желание заботиться о них. Вместо безразличия к пернатым друзьям дети обрели теплоту к существам, которые радуют нас своим пением и красотой.
Досуг «Что мы знаем о птицах нашего поселка?»
Задачи
Образовательные:
• Закреплять знания о зимующих птицах;
• Уточнять представления о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
• Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и пению;
• Давать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой;
• Расширять представления о родном поселке.
Воспитательные:
• Прививать любовь к животному миру, родному поселку;
• Воспитывать любознательность, внимание, навыки доброго отношения к птицам.
Развивающая:
• Развивать интерес к живой природе, стремление и желание получения новых знаний о птицах, обитающих в парке поселка.
Оборудование:
• Рисунки, фотографии зимующих и перелетных птиц, мольберт, аудиозапись голосов птиц, иллюстрации с изображением парка, леса.
Ход досуга
Воспитатель: дети, в каком поселке вы живете, почему он такой красивый?
Дети отвечают.
Воспитатель: В нашем поселке много деревьев, красивый парк. В парке много разных птиц. Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Включается аудиозапись голосов птиц.
Каких птиц вы узнали по голосу? Можно ли их услышать сейчас в природе? Какой корм едят эти птицы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Птицы собираются улетать в дальние края, так как для них становиться все меньше корма. Как одним словом можно назвать таких птиц? Покажите их на картинках.
Дети называют и показывают.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем таких птиц одним словом?
Дети: зимующие.
Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.
Воспитатель: ребята, посмотрите. Кто нарисован на картинках?
Воспитатель загадывает загадки о зимующих птицах. После того как дети отгадают, показывает соответствующее изображение птицы, рассказывает о ней.
Чик-чирик, к гнездышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?. (Воробей)
Он долго дерево долбит,
И всех букашек истребит,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пестрый…
(Дятел).
Вот вещунья - белобока,
А зовут ее (сорока).
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар-кар-кар!»
(Воронона)
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день: тень-тень!
Угадайте, что за птица?
То веселая (синица).
А еще в нашем поселке много голубей. Люди любят этих голубей и подкармливают их. Где мы видели голубей? А что они ели?
Дети отвечают.
Воспитатель: как называется эта птичка с красной грудкой?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: какое слово напоминает нам его название?
Дети: Снег.
Воспитатель: наверное, его так назвали потому, что снегирь остается с нами, даже когда наступает зима. Как можно узнать снегиря? У него красивая красная грудка и черная шапочка. Снегири очень любят ягоды рябины.
Воспитатель с детьми вспоминают, кто кормиться на участке, каких птиц можно увидеть в поселке, около своего дома. Выясняют: все ли птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало. Поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.
Воспитатель: отгадайте, кто поет «синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает?
А теперь посмотрим, что делают снегири?
Дети: Склевывают рябину.
Воспитатель: Покажите, как они это делают. А что делает воробей?
Дети? Клюет, прыгает, летает.
Воспитатель: А сорока?
Дети: Прыгает, скачет по снегу.
Воспитатель: Покажите, как она делает это. Как поет синица? Покажем.
Дети имитируют пение синицы низким и высоким голосом.
Как поют голуби?
Дети: Воркуют: ГРУ – ГРУ – ГРУ.
Воспитатель: Что делает ворона?
Дети: Важно ходит, громко каркает.
Дети имитируют ворону.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица».
Дети по повадкам, описанию внешности, пению угадывают птиц.
Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса, парка и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки. Для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.
Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.
Литература
1. Борейко В. Е., Грищенко В. Н. Спутник юного защитника природы. 2001.
2. Горьканова А. Н. Перелетные и зимующие птицы России. М. ,2008.
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Средняя группа. М., 2014.
4. Строков В. В. Пернатые друзья лесов. М., 1975.