Анна Рыкова
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 «Родничок» г. Туапсе
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию детей средней группы
«Мир животных глазами детей»
Разработчик проекта : Рыкова Анна Николаевна
Пояснительная записка.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Мир глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
По всей России стартовал год экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Роль животных в природе так велика, что человек вряд ли смог бы не только обходиться, но и просто жить без них. И дело не только в том, что животные дают человеку продукты питания, мех и шерсть, служат ему своей силой, быстротой и выносливостью. Несомненно, что и «Красная книга» и заповедники и национальные природные парки очень нужны для охраны живой природы. Но еще важнее - это ответственность за природу, которую несет каждый человек.
Воспитанники нашей группы тоже активно включились в мероприятия экологической направленности. Мы пригласили семьи наших воспитанников к участию в проекте "Мир животных глазами детей".
Проект будет проходить в 4 этапа:
1. «Звери глазами детей» (рисунки животных Краснодарского края);
2. Выставка на тему «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
3. «Морские обитатели» (рисунки обитателей Черного моря);
4. Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
Свое стремление охранять природу дети могут отобразить в своих творческих работах.
Лучшие работы примут участие в оформление подарочного календаря детского сада.
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Мир животных глазами детей» у воспитанников среднего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта :
• Обогащение и углубление представлений у детей о животных родного края, об их многообразие и условиях обитания.
• Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к животным и к природе в целом.
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам экологического воспитания детей среднего возраста;
• Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
• Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
• Дополнить дидактический материал по экологическому воспитанию детей среднего возраста;
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие детей в условиях игровой деятельности;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
• Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
• Познакомить детей с понятием «Красная книга».
• Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, январь 2017г. – август 2017г.
Тип проекта : познавательно - игровой.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей : групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта :
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки экологических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта;
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Где чей домик?», «Чей малыш?» и др. ;
• Помощь в создании и оформлении выставки на тему: «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
• Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
2. Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
Просмотр презентаций по теме;
Знакомство с предметами ближайшего окружения;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность;
Выставки рисунков детей «Звери глазами детей» и «Морские обитатели»;
Инсценировка «Как звери подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр мультипликационных фильмов о животных.
Прослушивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир экологии?». Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный.
• Положительная динамика мониторинга по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
• Выставка совместного творчества ребят и родителей;
• Создание подарочного календаря «Мир животных глазами детей», совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, уточнять и закреплять представления о диких животных, местах обитания и питания. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир экологии. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постараемся помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012;
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : «Цветной мир», 2012.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.
8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекмендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009;
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000