Папки-передвижки

Экологический проект с детьми и семьями подготовительной к школе группе «Птицы Брянского Края»

Елена Рыбкина
Экологический проект с детьми и семьями подготовительной к школе группе «Птицы Брянского Края»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта: Познавательно-практический.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный - 1 неделя.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

Формы работы:

Организованная образовательная деятельность, наблюдения, игровая деятельность, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсия, продуктивная деятельность, работа с родителями.

Публикация «Экологический проект с детьми и семьями подготовительной к школе группе „Птицы Брянского Края“» размещена в разделах

Актуальность темы.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев…

Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых, мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам).

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

- Возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе.

- Большой выбор и доступность детской литературы о птицах.

- Широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь.

- Возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах нашего края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому я решила реализовать проект «Птицы Брянского Края», что позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них, зимнее время года.

Цель проекта:

Расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

- Обобщение знаний детей о жизни птиц, их повадках, особенностях образа жизни.

- Закрепление представлений о птицах посредством рисования, лепки, оригами; развитие творческих способностей.

- Развитие наблюдательности, зрительного и слухового внимания, памяти.

- Наблюдение за птицами нашего края.

- Уточнение и систематизация представлений детей о зимующих и перелетных птицах.

- Развитие связной речи детей, расширение и активизирование словаря детей по теме.

- Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года.

- Воспитание бережного и заботливого отношения к пернатым.

Предварительная работа:

- Наблюдение за птицами (где живут, чем питаются, внешний вид).

- Поисковая работа по подбору материала и оборудования по теме «Птицы брянского края».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

- Подбор методической литературы.

- Подготовка материала для изобразительной деятельности, чтения, игровой деятельности.

- Перспективное планирование проекта.

- Приобретение иллюстраций по теме.

- Определение знаний детей о птицах.

II этап – реализация проекта.

- Подбор бесед о птицах.

- Наблюдения.

- Продуктивная деятельность.

- Игровая деятельность.

- Чтение художественной литературы.

- Работа с родителями.

III этап – заключительный.

- Организация и участие родителей в выставке совместного детско-родительского творчества "Птицы такие разные".

- Итоговое мероприятие: вечер загадок про птиц.

- Оформление результата проекта в виде презентации.

Реализация проекта:

1. Познавательное развитие:

- Экскурсия по территории ДОУ.

- Наблюдение на площадке за птицами (вороны, скворцы, голуби, воробьи, галки, синицы, грач и др., сравнение их внешнего вида, какие звуки издают птицы, наблюдение и сравнение следов на снегу.

- Рассматривание лесных птиц, которые могут прилететь на участок (дятел, поползень).

- Счёт разных птиц на участке.

- Рассматривание энциклопедий, журналов.

- Беседы о птицах.

- ООД: "Птицы Брянского Края".

- Оформление альбома «Пернатые друзья».

- Рассматривание проблемных ситуаций.

2. Развитие речи и чтение художественной литературы:

- Оформление выставки книг и иллюстраций о птицах брянского края.

- Составление рассказов по серии сюжетных картин.

- Дидактические словесные игры.

- Заучивание стихов, скороговорок, потешек, считалок, закличек о птицах, чтение сказок и рассказов по теме проекта.

- Рассматривание картин.

- Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц».

3. Продуктивная деятельность:

- Рисование "Дятел".

- Раскрашивание птиц в раскрасках.

- Лепка «Стайка воробышков на нашем участке».

- Ручной труд. Изготовление птиц из бумаги (оригами).

- Выставка детских рисунков.

4. Экспериментирование:

- Опыт «Какой материал более устойчив к влаге для строительства кормушки».

- Опыт с перьями «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания».

5. Игровая деятельность:

- Дидактические игры.

- Игра-инсценировка.

- Подвижные игры.

- Пальчиковые игры.

- Вечер загадок про птиц.

6. Конструирование:

- Конструирование из бумаги разных видов птиц.

7. Работа с родителями.

- Консультации для родителей.

- Оформление папки-передвижки.

- Конкурс совместного творчества «Птицы такие разные».

- Оформление альбомов «Зимующие птицы», "Перелетные птицы".

Результат реализации проекта.

Проект длился одну неделю. К нему была проведена тщательная подготовка. В ходе проектной деятельности у детей обогатились знания о птицах Брянского Края, их повадках, особенностях образа жизни; закрепились представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами, конструирования и др. видов деятельности; сформировалось чувство любознательности, наблюдательности, зрительного и слухового внимания, памяти, творческих способностей, познавательная активность, коммуникативные навыки, дети сделали выводы в исследовательской деятельности; уточнились и систематизировались их представления о зимующих и перелетных птицах; развилась связная речь, расширился и активизировался словарь; сформировано желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года, воспитано бережное отношение к ним.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми сыграло большую роль в интересах ребенка.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. У детей воспитано бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах, обогащены знания о птицах Брянского Края. Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставили детям и взрослым большое удовольствие и радость. Дети заботливо относились к птицам. Со всех сторон слетались синицы, воробьи, вороны, галки и другие птицы. С детьми мы заметили, что, они привыкли к постоянным местам кормежки и прилетали в одно и то же время.

Проектирование требовало от меня ежедневного творческого, личностного роста. Предметно-развивающая среда пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, альбомом «Птицы нашего края», картотекой наблюдений за птицами, бесед о птицах и подвижных игр по данной теме, стихами, скороговорками, потешками, считалками, закличками о птицах, сказками и рассказами о птицах, дидактическими играми, раскрасками, масками для подвижных игр, атрибутами для пальчикового театра.

Считаю, что проект цели своей достиг. Работа над этим проектом интересна и многогранна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, так как это поможет детям воспринимать чувства любви к родному краю и окружающему его миру.

Список используемой литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

2. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет: прогулочный карты / авт. -сост. О. Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 305 с.

3. Комарова Т. С. художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с: цв. вкл.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

5. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. подготовительная группа / авт. -сост. М. П. Косюченко, С. Ф. Виноградова, Н. В. Рогачёва. – Волгоград: Учитель, 2015. – 244 с.

6. Природа родного края. Учебное пособие для 2 кл. обшеобразовательных школ. Авт. -сост. Пряникова Н. Е. (серия «Родной край). – Брянск «Курсив», 2007. – 124 с.

7. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.

8. Серия «Расскажите детям о.»: «Расскажите детям о птицах»; 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс. 2010.

9. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160 с.

10. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Перспективный план работы по теме проектирования.

Содержание деятельности.

Беседы с детьми:

- Кто живет в воздухе? (Птицы).

- Какие они? (Зимующие и перелетные птицы).

- Чем отличаются птицы от животных? (Птицы умеют летать, тело которых покрыто перьями, у них есть клюв и т. д.).

- Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые).

- Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелетные) Назовите их.

- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) Назовите их.

- Почему птицы улетают?

- Чем питаются птицы?

- Учитесь жалеть их и беречь.

Разрешение проблемных ситуаций (что бы вы сделали, если бы увидели.) и т. д.

ООД Ознакомление с миром природы

"Птицы нашего края"

Пр. сод. : Упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка, закреплять знания об отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки, значение птиц в жизни людей.

Развитие речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели».

Пр. сод. : Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Рисование

«Дятел»

Пр. сод. : Учить передавать в рисунке образ птицы; воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изобразительной деятельностью, развивать навыки рисования акварельными красками, выразительно передавать в рисунке изображение тела птиц, поз, расположения крыльев.

Раскрашивание птиц в раскрасках.

Лепка

"Стайка воробышков на нашем участке»

Пр. сод. : Вызвать желание детей помочь персонажу вылепить птиц, упражнять детей в лепке из целого куска пластилина и передавая характерную форму и пропорции тела самостоятельно выбирать и использовать разнообразные приёмы лепки.

Игровая деятельность

Дидактические игры

- «Собери птицу»

Цель: Закреплять знания о птицах.

- «Кто чем питается?»

Цель: Расширять знания, каким кормом питаются птицы.

- "Сравни двух птиц"

Цель: Развивать словесно-логическое мышление.

- "Четвёртый лишний"

Цель: Упражнять в выделении из трёх птиц одну лишнюю, умение доказать правильность своего суждения.

- Игра-инсценировка: «Скворец и воробей»

Цель: Воспитывать любовь к птицам, развивать артистические способности.

Подвижные игры

- «Совушка», «Коршун и наседка»

Цель: упражнять в беге.

- «Перелет птиц»

Цель: упражнять в ползании и лазании.

- «Займи свой домик»

Цель: развивать быстроту смекалку.

Пальчиковые игры:

- «Воробьи».

- «Птички».

- «Птенчики в гнезде».

Пальчиковая гимнастика

Эта птичка - соловей

Эта птичка - воробей

Эта птичка - совушка

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель

Эта птичка коростель

Эта птичка злой орлан

Птички, птички по домам.

Экспериментальная деятельность:

- Опыт «Какой материал более устойчив к влаге для строительства кормушки».

- Опыт с перьями «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания».

Работа с художественной литературой:

- А. Пушкин «Птичка».

- В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.).

- Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».

- А. Ремизов «Гуси-лебеди».

- Х. -К. Андерсен. «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен.

- П. Воронько. «Лучше нет родного края».

- «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева.

- Заучивание стихов, скороговорок, потешек, считалок, закличек о птицах.

Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц».

Работа с родителями:

- Консультация "Покормите птиц зимой".

- Оформление папки-передвижки.

- Оформление альбома «Пернатые друзья».

- Участие в выставке совместного творчества родителей и детей "Птицы такие разные".

Совместный труд воспитателя с детьми:

Наблюдение за птицами

Цель: Формирование представлений о реальных размерах птиц, их окраске, характерных движениях, счёт разных птиц на участке.

Экскурсия по территории детского сада

Цель: Закреплять умения отличать птиц по оперению, крику; рассматривание лесных птиц, которые могут прилететь на участок (дятел, поползень).

Конструирование

«Грач» (оригами).

Цель: Закреплять умение и навыки создавать поделки в технике «оригами» (делать правильные чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали); выполнять поделки используя схему.

Итоговое мероприятие: Вечер загадок про птиц.

Цель: Создать радостное настроение от мероприятия, умение показать знания по данной теме.

Публикации по теме:

НОД в старшей логопедической группе на тему «Экология Брянского края»НОД в старшей логопедической группе на тему «Экология Брянского края» Цель: Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Программные задачи: Образовательные: формировать у детей экологические.

Проект «Птицы нашего края. Села Чаа-Холь» Проект «Птицы нашего края. Села Чаа-Холь.» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы, родители.

Проект «Птицы Соловьиного края» Тема проекта: «Птицы Соловьиного края» Тип проекта: познавательно-экологический. Образовательная область: познание. Срок реализации: долгосрочный.

Проект «Зимующие птицы нашего края»Проект «Зимующие птицы нашего края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН» БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – МУХОРШИБИРСКИЙ.

Проект «Зимующие птицы нашего края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Седельниковский ДЕТСКИЙ САД №2» Проект «Зимующие птицы нашего края» Автор:.

Экологический праздник «Птицы — Наши друзья!» в рамках проекта «Птицы нашего края — Югры!»Экологический праздник «Птицы — Наши друзья!» в рамках проекта «Птицы нашего края — Югры!» Цель: приобщить родителей и воспитанников к общему делу: заботится о пернатых, подкармливать их зимой; воспитывать дружеские отношения.

Экологический проект «Богатство Красноярского края» Проект Тема: «Богатство Красноярского края» Вид проекта: Творческо- информационный Срок реализации: В течении года Участники проекта: Воспитатели.

Экологический проект в старшей группе «Перелетные птицы» Экологический проект «Перелетные птицы» Старшая группа Составила: воспитатель Гурчева Татьяна Юрьевна. Участники проекта: дети.

Экологический проект «Зимующие птицы» в старшей группе В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного.

Занятие в подготовительной группе «Птицы нашего края» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Птицы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект с детьми и семьями подготовительной к школе группе «Птицы Брянского Края»
Опубликовано: 6 мая 2016 в 19:18
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект с детьми и семьями подготовительной к школе группе «Птицы Брянского Края»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рыбкина (УИ 56014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД