Арустамян Гоар
Экологический проект в младшей группе «Лесные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Арустамян Г. С.
воспитатель МБДОУ д/с№15
г. Кисловодск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВО 2ой МЛАДШЕЙ ГРУППЕ :
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.
Публикация «Экологический проект в младшей группе „Лесные обитатели“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.
Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным.
ВИД ПРОЕКТА :
Познавательно-творческий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети 2ой младшей группы «Капитошка», воспитатели, родители.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : 3 недели.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Знакомить детей с дикими животными, их связью со средой обитания.
Развитие познавательного интереса к окружающему миру и
накопление знаний о многообразии диких животных.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Расширить знание детей о диких животных;
Развивать поисковую деятельность с помощью родителей
Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память.
Развивать коммуникативные навыки.
Учить бережно относиться к природе.
* Основополагающий вопрос: Кто они - эти дикие животные?
* Проблемные вопросы:
Живут в лесу – значит дикие животные.
Сами строят жилище и находят пищу.
Почему животные не носят одежду?
Зачем заяц и белка меняют шубку?
Что произойдет, если взять дикое животное в дом?
Можно ли нам позаботиться о диких животных?
* Учебные вопросы:
Название диких животных;
Места их обитания;
Части тела;
Внешний вид животных (заяц, лиса, медведь и др., их отличительные признаки;
Образ жизни, еда в разное время года.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
*Ознакомительная консультация родителей относительно цели проекта.
*Подбор методической,справочной, художественной литературы по тематике проекта.
*Сбор материала необходимого для реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
*Подготовительный
*Практический
*Заключительный
Подготовительный этап:
Постановка цели, задач проекта.
Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ним.
Чтение энциклопедической литературы о диких животных, совместно с родителями.
Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.
Практический этап:
Познавательное развитие:
1. «Дикие животные»
Цель: Обогащать представление детей о животных, отличать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т. д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
2. «Заяц и волк – лесные жители»
Цель: Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях : зайце и волке
(лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу под ёлками; белого цвета заяц и снег – его совсем не видно; волк тоже живет в лесу, охотится за зайцами и другими животными, заяц боится волка, убегает от него).
3. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса»
Цель: Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях :
(в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцами).
4. «Поможем зайке»
Цель: Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование:
«Оденем ежика».
«Мишка косолапый»
Рисование диких животных по трафарету.
Раскрашивание диких животных.
Цель: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных).
Лепка:
«Грибы для ежа»;
«Орехи для белки».
Цель: Закрепить знание детей о том, чем питаются дикие звери.
Аппликация:
«Бедный зайчик».
Цель: Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание ему помочь.
Речевое развитие:
Рассматривание картины «Медведь»
Цель: Помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию картины. (Что они видят на картине? К каким животным относится медведь? Описать внешний вид, какой он)
Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»
Цель: Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы словом и предложениями (из 3-4 слов). Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображением на картинках.
Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя»
Цель: Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
Рассматривание сюжетной картины «Как животные готовятся к зиме»
Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Художественная литература, фольклор:
«Сидит белка на тележке …»
«Заинька попляши…»
Чтение русских народных сказок: «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Чтение рассказов: В. Бианки «Лис и мышонок»; Е. Чарушина «Волчишко», «Медвежата», «Про зайчат», «Что за зверь?» ; А. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Ёжик»; А. Введенский «Мышка».
Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
Просмотр видео мультфильмов «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
Подготовка к демонстрации сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»
Ситуации, общение в утренние и вечерние часы.
- Как звери хвостами хвастались.
- У кого домик лучше? (спор животных).
- У кого какая кладовочка?
- Почему с ёжиком никто в лесу дружить не хотел?
- Кого в лесу слышно?
- Как лиса зимой зайца потеряла?
- Как бельчонок искал домик ежа?
Музыкально-театрализованная деятельность:
Театр на столе «Теремок», «Заюшкина избушка».
Кукольный театр «Зайка простудился».
Игра – инсценировка «У нас в гостях медвежонок».
Имитация движений диких животных.
Музыкально-дидактические игры «Лисичка» муз. Раухверга, «Дети и волк» муз. Карасева, «Зайцы и медведь» муз. Т. Потапенко, «Жмурки с мишкой» муз. Ф. Флоровой.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Поможем белочке сделать запасы на зиму», «Заинька выйди в сад», «Зайка серый», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Дети и волк», «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь».
Элементы физического воспитания:
Упражнения для зверят «Лисичка крадется», «Идет медведь», «Зайчишка прыгает».
Цель: Разучить игры, героями которых являются животные.
Игровая деятельность:
С/ролевая игра «Путешествие в лес, в гости к зверюшкам»
Д/игра «Кто в домике живет?»
«Дикие животные»
«Назови ласково»
«Кому что дадим»
Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу (чем питаются, где живут). Воспитывать интерес и любовь к ним.
Словесные игры различать игрушки медвежат по характерным признакам, действиям, включая их описание (цвет, величина).
Развивающие настольные игры (пазлы).
Цель: Научить детей различать виды животных, развивать логическое и художественное мышление, внимание, мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость.
Работа с родителями:
*Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта.
* Консультации по теме: «Что рассказать детям о диких животных», «Дикие животные и их детёныши», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Создание выставки детских работ.
Демонстрация сказки «Колобок».
Создание альбома с картинками и рассказами о лесных животных.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
- активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ :
" ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ"
ЦЕЛИ:
-Развивать воображение и творческую активность детей;
-Учить рассказывать и разыгрывать сказку;
-Развивать связную речь, мышление, память;
-Закрепить знания детей об образе жизни лесных животных
(где живут, чем питаются).
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
-Шапочки с изображением героев сказки, игрушка-колобок;
-Декорации: деревья, домик;
-Листы бумаги формата А 3;
-Картинки с изображением животных, их жилища, пищи;
-Клей, кисточки, салфеточки.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-Чтение сказки "Колобок";
-Чтение художественной и энциклопедической литературы о
диких животных;
-Сбор необходимого материала.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ "Колобок".
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами станем героями сказки и отправимся
в путешествие вместе с колобком.
Выходят дети изображающие старика и старуху.
Воспитатель: Жили-были старик со старухой.
Старик старухе и говорит:
Старик (Ребенок) : Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха (Ребенок) : Из чего печь-то. Муки-то нету!
Старик (Ребенок) : А ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети,
авось муки и наберется.
Воспитатель: Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела
и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок,
испекла и положила на окошко стынуть. (Ребенок имитирует движения)
Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился
— с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку
— и дальше по дорожке.
Воспитатель: Ребята, а куда покатился колобок?
Дети: В лес.
Воспитатель: Что такое лес? Как мы поймем, что находимся в лесу?
Ответы детей: Много деревьев, живут дикие животные.
Воспитатель: Катится наш колобок по лесу, а навстречу ему заяц:
Заяц (Ребенок) : Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок (Ребенок) : Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен,
я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
от тебя, зайца и подавно уйду!
Воспитатель: И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
Волк (Ребенок) : Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок (Ребенок) : Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою:
я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен,
я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел,
а от тебя, волк, и подавно уйду!
Воспитатель: И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
Медведь (Ребенок) : Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок (Ребенок) : Не ешь меня медведь! Я тебе песенку спою:
Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен,
я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь,
легко уйду!
Медведь только его и видел.
Воспитатель: Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
Лиса (Ребенок) : Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Воспитатель: Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
Лиса (Ребенок) :Какая славная песня, только я плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Воспитатель: Только прыгнул он лисе на нос
А лиса его — ам! И съела!
Ребята, скажите кого встретил колобок на своем пути?
Дети: Диких животных, зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: Правильно ребята! О том как живут эти лесные обитатели, мы можем узнать из книжек.
Воспитатель показывает детям книгу о животных с яркими иллюстрациями.
Воспитатель: Посмотрите какая красочная книжка! Вам нравится?
Хотели бы вы стать авторами-создателями такой книги?
Дети: Да!
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ АЛЬБОМА с картинками и рассказами о лесных животных.
На столе разложены картинки животных (заяц, ёж, белка, лиса, волк, медведь);их жилища, пищи; листы с рассказами и загадками о животных ;
обложка для альбома с названием: "ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ".
Воспитатель: Сейчас мы с вами создадим свою книгу о животных.
У нас есть уже готовая обложка для нашей книги, которая будет называться:
"ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ".На каждой странице рассказ о животном.
Мы прочитаем его, когда наша книга будет готова.
Какому животному посвящена эта страница вы узнаете, если отгадаете загадку:
1 страница:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это ваш приятель… (ежик)
Дети: Ёжик
Воспитатель: Правильно ребята! Теперь подойдите к столу и подберите картинки, которые расскажут нам о ё жике: его изображение, где живет ёжик, чем он питается.
Дети подбирают картинки и раскладывают на листе.
(таким образом подготавливаются все листы)
2 страница:
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы (Заяц)
3 страница:
Юркий маленький зверек
По деревьям прыг да скок. (Белка)
4 страница:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лисица)
5 страница:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
6 страница:
На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
После того,как все страницы подготовлены, дети наклеивают картинки на листы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось создавать книгу?
- О чём наша книга?