Наталия Старцева
Экологический проект в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начальной экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Экологический проект в младшей группе» размещена в разделах
Все мероприятия данного проекта направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи проекта :
• систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта;
• познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром;
• формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;
• воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
• воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
• повысить экологическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
• расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
• формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
• содействовать формированию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Участники проекта :
Дети первой младшей группы, воспитатели и родители воспитанников.
Вид проекта :
Краткосрочный, познавательный, творчески — исследовательский.
Длительность проекта : 2 месяца
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Подбор наглядных и дидактических материалов: фото и видеосюжетов, тематические картинки, репродукции картин по теме. Составление презентаций по теме.
2. Подбор литературы и предварительное чтение: сказки, стихотворения, рассказы, загадки по теме.
3. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
Основной этап
Работа с детьми:
Беседы на темы:
Цель: знакомить детей с элементарными правилами поведения на участке, на природе, формировать представление о пространстве участка, что на нём находится, умение ориентироваться в этом пространстве, воспитывать бережное отношение к окружающей природе на участке и не только.
«Что такое природа?», «Деревья нашего края», «Правила поведения на участке», по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», «Лес и наше здоровье», «Покажем зайке, что находится на нашем участке», «Расскажем ёжику, как мы бережё м природу: растения, птичек и др.», «Дикие животные».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные», С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных»; «Деревья и цветы», «Времена года», «Зимующие птицы нашего края», «Планета Земля наш общий дом», «Мы друзья природы».
Чтение произведений:
Цель: поощрять попытки прочесть стихотворение и рассказ целиком с помощью взрослого.
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой», Успенский «История одной яблоньки», «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», С. Чёрного «Приставалка».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О птицах, о животных, о деревьях, о природе.
Дидактические игры:
Цель: познакомить с названиями птиц, прилетающих на участок, рассмотреть их и запомнить. Познакомить с названиями деревьев на участке, рассмотреть и понаблюдать за ними.
«Кто в домике живёт?», «Найди перелётных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Чьи следы», «Назови ласково», «Кто где?», «Что за птица?», «Кто найдет дерево?»
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Кто спит зимой?», «Дикие животные», «Зима», «Зайка», «Сорока», «Лягушка».
Игры на развитие дыхания:
«Чья снежинка улетит дальше?».
Наблюдения на улице:
За сезонными наблюдениями, за деревьями, за птицами, «Чьи следы?».
Труд:
Установка кормушек, подкормка птиц, уборка мусора, сбор природного материала для поделок, уход за комнатными растениями.
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
Подвижные игры:
Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни; развивать память, внимание.
«Солнышко и дождик», «Мы ногами топ-топ-топ», «Кто попадёт?», «Прячем ручки», «Лиса и зайцы», «Белка», Эстафета «Собери мусор», «Охотники и утки», Хороводная игра «Во поле берёза стояла», «Зайка».
Творческая деятельность:
Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, развивать детское творчество.
• Конструирование «Кормушки для птиц»,
• рисование «Снег»,
• рисование «Птички»,
• нетрадиционное рисование «Деревья нашего участка»,
• конструирование «Хвойный лес»,
• лепка «Животные в лесу»,
• аппликация «Берёза»,
• коллективное рисование «цветной лужок».
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек, сравнение веточек сосны и ели, рассматривание семян деревьев.
Взаимодействие с семьё й:
Консультации: «Ознакомление малышей с природой», «Взаимодействие детей с природой в летний период».
Оформление альбома на тему «Я природу берегу».
Оформление фотовыставки «Природа нашего края».
Заключительный этап.
• Выставка детских работ.
• Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
• Итоговое мероприятие: досуг «Мы природу бережём».
В заключении хотим сказать, что, работая над этим проектом
• у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они соответственно возрасту ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе;
• у детей сформированы представления о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её;
• дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края так устроена, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы;
• с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы;
• отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подвижные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию дружеских взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла отклик и со стороны родителей, которые активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Кроме того, наша проектная деятельность имела ещё один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнёрские отношения.
Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Поэтому работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
Список использованной литературы
1. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. – М. : Изд-во «Мозаика-Синтез», 2015г.
3. С. Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Изд-во «Мозаика-Синтез», 2016г.
4. Шорыгина Т. А. Зелё ные сказки: Экология для малышей. - М. : Издательство: Книголюб, 2006г.
5. Интернет-ресурсы.