Лариса Сапегина
Экологический проект совместно с родителями и детьми средней группы «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Птицы - наши друзья».
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : педагоги, дети средней группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Срок реализации: 3 месяца.
Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, практическая работа с родителями.
Актуальность проблемы:
Публикация «Экологический проект совместно с родителями и детьми средней группы „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.
Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому мы считаем, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.
Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.
Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.
Цель проекта
Формирование у детей и родителей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Задачи проекта
-расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;
- способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- сбор информации о зимующих птицах;
- накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)
- обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;
- проведение природоохранной акции «Покормите птиц зимой»;
- проведение акции «Подкормите птиц зимой» (изготовление кормушек).
Формы работы с детьми :
-рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц;
- наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);
- тематические прогулки «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;
- продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.
- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет.
- просмотр презентации «Птицы зимой»
Предполагаемый результат реализации проекта :
- сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;
- знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;
- обогащение словарного запаса детей;
- умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;
- воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;
- сформированное гуманное отношение к природе;
- интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.
- приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.
Основной этап (практический).
Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько будет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц : изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Направления:
1. Познавательное развитие
- Наблюдения за птицами «А у нас на кормушке» : на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.
- Познавательные занятия: «Наши пернатые друзья», «Птицы зимой».
- Познавательные беседы: «Птицы нашей местности», «Птичье меню» (чем можно кормить птиц, а чем нельзя).
- Просмотр презентации «Птицы зимой».
- Дидактические игры: «Собери картинку» (зимующие птицы, «Времена года», «Кто, где живёт?», «Кто как устроен».
2. Художественно - эстетическое развитие
- Рисование: «Снегирь на ветке», «Синичка» (рисование ладонью).
- Лепка: «Птицы разные бывают», «Птичка на кормушке».
3. Речевое развитие
- Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах :
«Сороки» (В. Осеева, «Кот и воробей» (А. Ежов, «Снегири» (Р. Федькин, «Котька и птичка» (Н. Романова, «Курорт», «Сосулька» (Н. Сладков) и др.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.
- Чтение стихов «Птичка» (А. А. Пчельникова, «Сорок сорок» (П. Мошканцев, «Покормите птиц зимой» (А. Яшин, «Бывают птицы разные».
- Заучивание стихов В. Звягина, А. Барто, С. Есенина, В. Мирясова, А. Прокофьева.
- Описательные рассказы детей «Что за чудо эта птичка!», «Моё волшебное окно», «Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством»,
- Разучивание пальчиковых игр: «Птичья зарядка», «Воробей», «Дятел» и др.
- Прослушивание в записи голосов птиц.
- Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- Дидактические игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Кто как голос подаёт?», «Сосчитай птиц», «Большой – маленький».
- НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Наши пернатые друзья».
4. Социально - коммуникативное развитие
- Игровая деятельность: конкурсы, игры.
- Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).
- Экологическая игра : «Доживём до весны».
- Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории детского сада и около домов.
- Чистка кормушек от снега.
- Дежурство по «Птичьей столовой» (пополнение кормушек кормом).
- В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.
- Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.
- Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.
5. Художественно-эстетическое развитие
- Проведение праздника «День птиц».
- Разучивание песен о птицах, о зиме.
- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.
6. Физическое развитие
- Разучивание подвижных игр: «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» и др.
- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.
- Оздоровительные пробежки, прогулки и др.
Работа с родителями.
- Консультации для родителей :
* «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
* «Подкормите птиц зимой».
* «Чем угостить птиц зимой».
- Изготовление кормушек совместно с детьми.
- Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой».
- Рекомендации на прогулки в лес, парк совместно с детьми.
- Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад.
- Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание в семье» (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию).
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание в семье»
Цель проведения анкетирования:
Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
10. Слушайте ли вы песни экологического направления?
Заключительный этап.
- Экологическая викторина «Птицы - наши друзья».
- Фотовыставка «Птицы зимой».
Были достигнуты цели проекта :
- узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;
- знаем, как нужно помогать птицам зимой;
- понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.