Валентина Васильева
Экологический проект «Раз ромашка, два ромашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Буратино»
Проект «Раз ромашка,
два ромашка»
Проект разработали воспитатели:
группы общеразвивающей направленностидля детей от 3 до 4 лет Васильевой В. А., Воробьёвой Т. А
г. Мегион, 2017
Содержание
Введение …. стр 3
1. Актуальность …. стр 3-4
Публикация «Экологический проект „Раз ромашка, два ромашка“» размещена в разделах
- Проекты
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Паспорт проекта…. стр 4-5
3. Этапы реализации проекта…стр. 5-6
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам…стр 7-8
5. Перспективное планирование мероприятий проекта….стр 8-9
6. Выполнение проекта…. стр 9-12
Заключение….…. стр 12
Приложение…. стр13-32
Список литературы….…. стр33
Введение
В дошкольном учреждении МБДОУ «ДС№6 «Буратино»одной из задачвоспитательно-образовательной работы является ознакомление дошкольников с растительным миром природы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта в ознакомлении дошкольников с растительным миром позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие». Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей о садовой и аптечной ромашке, вызвать чувство радости от общения с ромашкой.
Приобретаемые знания, умения и навыки в условиях проектной деятельности, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
1. Актуальность.
Обоснование выбора темы:
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
2. Паспорт проекта «Раз ромашка, два ромашка.»
Цель проекта : сформировать элементарные представленияу детей о цветущем травянистом растении – ромашке (строении, о потребностях в земле, воздухе, воде,о лечебных свойствах, бережном отношении).
Задачи:
1. Расширять у детей представления о ромашке : его строении, развитии и элементарных лечебных свойствах цветка, их видовом разнообразии.
2. Формировать представление об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.
3. Воспитывать бережное, заботливое, эстетическое отношение к растениям.
4. Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
5. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения).
Вид проекта : групповой.
Срок проекта : краткосрочный 2 месяца (октябрь, ноябрь).
Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое»; «Физическое развитие».
Участники проекта : воспитанники группы «Пчёлка» от 3 до 4 лет, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
Детидолжны знать: Всё о ромашках : его строении, развитии, потребностях и элементарных лечебных свойствах цветка. Об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.
Дети должны уметь: ухаживать за растениями, понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать);владеть правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения).
Дальнейшее развитие проекта : Развивать у детей интерес к познанию живого, вызвать чувство радости от общения с цветами; привлечь родителей к оформлению клумб с цветами на участке, для дальнейшего развития представлений у детей о красоте и пользе цветов ромашки, воспитания бережного отношения к ним.
Работа с родителями в рамках проекта :
Подбор иллюстраций с изображением растений.
Сбор материалов о ромашке, ее красоте и пользе.
Подбор художественной литературы: стихи, рассказы, сказки.
Оформление семейных фотографий.
Создание книжек – малышек о ромашке.
Консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «В союзе с природой».
Продукт проектной деятельности :
Выставка иллюстраций, сочинение сказок «Всё о ромашке».
Семейный альбом «Моя ромашка».
3. Этапы реализации проекта
I этап – Организационно-подготовительный.
1. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу проекта была принята общеобразовательная программаДОУ.
В дополнение к программе отобраны следующие технологи и учебные пособия: Гончаровой Е. В. «Экологическое образование дошкольниковво второй младшей группе», О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»; О. В Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе»; С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
2. Пополнение развивающей среды:
Особое внимание уделялось подбору материала дляразвития познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности.
Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность пользоваться материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок природы с учетом возраста и психофизических возможностей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадай цветок по описанию».
3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Оптимальной являетсядиагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательное развитие» проводилась диагностика детей с целью определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы поразвитию познавательно-исследовательской деятельностив индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов.
Диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы», проведенная в начале учебного года показала, что детей среднего уровня – 13 (54%); низкого уровня -11 (46%).
Учитывая особенности развития детей, по результатам диагностики был разработан проект «Раз ромашка, два ромашка.», цель которого –сформировать элементарные представленияу детей о цветущем травянистом растении – ромашке (строении, о потребностях в земле, воздухе, воде, о лечебных свойствах, бережном отношении).
По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат.
4. Составление перспективногоплана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана
II этап – Основной:
Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный
Подведение итогов.
IV этап – Итоговый
Выставка «Всё о ромашке».
Семейный альбом «Моя ромашка».
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.
Этапы Воспитатели Дети Родители
1 этап
Подбор программно-методического обеспечения
Изучение литературы по теме Рассматривание иллюстраций.
Подбор художественной литературы о цветах для рассматривания
Подбор материала для предметно-практической деятельности.
Изготовление пособия Подбор дидактических игр «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадайцветок по описанию». Рассматривание иллюстраций.
Д/игры.
Создание книжек- малышек о ромашке.
Подбор иллюстраций с изображением растений.
Пополнение развивающей среды Рассматривание
садовой и лекарственной ромашки в горшках. Участие в сборе материалов о ромашке, ее красоте и пользе.
Диагностика детей по образовательной области «Познавательное развитие» Беседа, игры
Составление перспективного плана мероприятий к проекту.
Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту Вхождение в проблему. Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту
2 этап
Формулирование проблемы.
Создание игровой ситуации. Вхождение ребенка в проблему, вживание в игровую ситуацию.
ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Консультации для родителей. Индивидуальная работа с детьми.
Участие в ООД. Выполнение предметно-практических действий в соответствии с задачами ООД.
Составление сказок о ромашке совместно с детьми.
3 этап Подготовка к выставке.
Создание альбома «Моя ромашка»
Участие в создании альбома Сбор материала о ромашке
4 этап Выставка «Всё о ромашке»
Семейный альбом «Моя ромашка».
Участие в выставке, рассматривание альбома Участие в выставке
5. Перспективный план мероприятий к проектуРаз ромашка, два ромашка»
Этап Срок выполнения Форма проведения
1. Организационный Октябрь
(1 неделя) Определение целей и задач проекта.
Подбор методической литературы, иллюстративного материала.
Обсуждение содержания проектной деятельности
Составление перспективногоплана мероприятий
Обсуждение и корректировка плана мероприятий
Пополнение РППС в группе
2. основной
Октябрь
(2 неделя)
Оформление стенда для родителей «Моя ромашка»
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»,
«В союзе с природой».
Сочинение сказок о ромашке родителями с детьми.
Беседа «Красавица ромашка»
Чтение сказки «Жила – была ромашка»
Октябрь
(3 неделя) Д/И «Где растут цветы?»
ООД Беседа «Ромашка – доктор»
Отгадывание загадок о ромашке.
Октябрь
(4 неделя) ООД Лепка Тема: «Ромашки»
Д/И «Сложи цветок»
Ноябрь
(1 неделя) ООД Аппликация. Тема: «Ромашка»
Чтение сказок о ромашках «Сказка про ромашку, у которой не было друзей», «Сказка про маленькую ромашку»
Д/и «Угадайцветок по описанию».
Чтение произведений о ромашках «Королева лугов и полей», «Жила- была ромашка» …
Беседа «Рады ромашке бабочки, букашки»
Ноябрь
(2 неделя)
Творческое задание для родителей и детей: Оформление индивидуальных страничек к семейному альбому «Моя ромашка».
Заучивание стихотворения о ромашке :
Шорыгина Т. А. «Ромашка»
Просмотр презентации «Такая разная ромашка»
3. Заключительный Ноябрь
(3 неделя) Оформление работ для выставки, руками родителей и детей по теме: «Всё о ромашке».
Создание семейного альбома
«Моя ромашка».
4. Итоговый Ноябрь
(4 неделя) Выставка «Всё о ромашке».
Семейный альбом «Моя ромашка»
6. Выполнение проекта.
Первым шагом внедрения проекта ««Раз ромашка, два ромашка» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: подобраны стихотворения, загадки о садовой и лекарственной ромашке. (Приложение 1).
Для реализации проекта были разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по образовательным областям «Художественно-эстетическоеразвитие», раздел «Изобразительная деятельность. Лепка. Аппликация».А также беседы о ромашках.
(Приложение 2)
Для родительского уголка создана папка – передвижка: Все о проекте «Раз ромашка, два ромашка», где поместили информацию о проекте : проблеме, цели, задачи проекта. Подготовили консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье», «В союзе с природой». (Приложение 3)В индивидуальных беседах рассказывали родителям о важной роли исследовательской, познавательной, речевой деятельности в развития детей.
Отобрали формы и методы для работы сдетьми: знакомствос литературными произведениями, разучивание физкультурных минуток, стихов, дидактические и подвижные игры, наблюдения, исследования цветов в группе, игры-инсценировки, лепка, аппликация, беседы.
Второй шаг – создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в группе. С этой целью подобраны и размещены в уголках природы: иллюстрации, подобранна художественная литература по возрасту детей. (Приложение 4)
В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски,трафареты, штампы, дидактические игры: «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадайцветок по описанию».(Приложение 5).
В книжном уголке были размещены книги для просмотра и чтения, детские журналыпо теме «Все о цветах». (Приложение 5)
Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Всё о ромашке». В гости к детям пришёл Незнайка и принес с собой горшочки с ромашками. Незнайка приглашаетдетей рассмотреть цветыи озвучивает просьбу: «Ребята, я слышал, что эти цветы помогают людям. Но я о них ничего не знаю. Как же мне узнать все об этих цветах?» Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели. Дети предлагали свою помощь, высказали желание самим узнать о лекарственной ромашке и поделиться своими знаниями с Незнайкой. С помощью наводящих вопросов детей вовлекали в диалог, предлагали делиться своими знаниями, читали произведения художественной литературы, беседовали при рассматривании иллюстраций, организовывали дидактические игры. Эти приёмы позволяли формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей.
В течение деятельности использовались следующие группы методов:
- словесный (беседа, уточняющие вопросы: Какой формы серединка у ромашки и какого цвета? А как называется ножка у цветка? и тд. ; поисковые вопросы, побуждающие детей мыслить:А как же нам узнать все об этих цветах)
- наглядный (картинки о ромашках).
-практический (рисунки детей; физминутка).
-игровой (игровая мотивация с Незнайкой, дидактические игры).
В ходе реализации проекта у детей пополнились знанияисадовой и лекарственной ромашки, закрепилипредставления о строении, развитиирастения, элементарных лечебных свойствах цветка. Сформировались представления об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.
В реализации проекта использовались такие приёмы, как:
- задания разной степени сложности;
- проблемные вопросы;
- самостоятельное выполнение практических действий;
- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
Для формирования и закрепления у детей знаний о садовой и лекарственной ромашке вООД «Моя ромашка», «Ромашка» включались дидактические игры «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадай цветок по описанию», а так же проведение пальчиковой гимнастики «Цветы». Дети с удовольствием играли в малоподвижные игры. (Приложение 6)
7. Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: расширены знания детей о растении сада и луга, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, формировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растением и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках. Детям понравилось ухаживать за растениями, они стали более трудолюбивыми. Дети стали бережнее относиться к растениям. (Приложение 8)
В заключениенашего проекта «Раз ромашка, два ромашка» был подведён итог проектной деятельности с помощью родителей и детей, мы оформили выставку «Всё о ромашке», где разместили совместные работы родителей с детьми. (Приложение 9).
А в группе оформилисемейный альбом «Моя ромашка», где каждый из своей семьи оформлял свою страничку. Дети с удовольствием смотрят и рассказывают о своей семье, тем самым развивают свою речь и любовь к своим близким. (Приложение 10)
Заключение
Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформировалисьпредставленияо садовой и лекарственной ромашке;дети научились отличать и находить цветки садовой и лекарственной ромашки, объяснять, для чего растения нужны людям. Данные диагностики на конец учебного года, проведенной в апреле, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по образовательной области «Познавательное развитие» составил: с высоким уровнем-13 (54%); средним уровнем –11 (46%) и с низким уровнем– 0 детей.
Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания различногосодержания: лепили ромашки из пластилина и ватных палочек; собирали и клеили ромашку из цветной бумаги; отгадывали загадки и т. д. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях, что ромашки бывают садовые и лекарственные, а цветки лекарственной ромашки помогают людям при простуде.
Методы и приемы, применяемые в ходе реализации проекта, способствовали формированию у детейпредставлений об основных потребностях растений вземле, воздухе, воде, развитиюпознавательного интересаи интереса к исследовательской деятельности,стремление к практической.
Так как проект «Раз ромашка, два ромашка» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая егореализация в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.