Алёна Макейкина
Игровая программа «Ромашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обобщить разновидности детского фольклора.
2. Развить интеллект, чувство вкуса, чувство юмора, чувство гордости за белорусскую культуру.
3. способствовать обьединению детского коллектива.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Играя в программу «Ромашка» мы создадим целый цветок, который будет содержать считалки, дрознилки, мерилки, прибаутки, песни.
ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК - СЧИТАЛКИ.
Воспитатель: Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, веселые и смешные. Иногда их придумывают сами дети, но чаще ребята используют написанные поэтами.
Публикация «Игровая программа „Ромашка“» размещена в разделах
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
Воспитатель: Считалка – это счет. Счетом решают, кому водить, ну сам процесс выбора водящего при помощи считалки является игрой.
Воспитатель: Обычно, выбирая водящего, игроки становятся в кружок. Кто – нибудь начинает произносить считалку и при каждом слове указывает на участников. Тот, на которого выпадает последнее слово, идет водить.
Дети:
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон!
Бывает и так, что в считалке задается какой – нибудь вопрос.
Дети: На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, кроль, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Воспитатель: На кого выпало последнее слово, называет кто – нибудь из тех, кто “сидел на крыльце”, например сапожник, а затем считают сначала, и на кого падает слово “сапожник”, тот и становится водящим.
Встречаются считалки, где необходимо назвать какое – нибудь число или количество предметов.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила в гости чаек:
“Приходите все на чай!”
сколько чаек, отвечай?
Воспитатель: На кого попало слово, должен быстро назвать какое – нибудь число – 8,10, 15 и т. д.
Воспитатель: Когда число названо, начинают расчет, и, на кого падает последний счет, тому водить.
Воспитатель: Теперь, когда вы ознакомились с правилами, разучивайте понравившуюся считалку и начинайте игру!
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф! Паф! Не попал –
Серый зайчик убежал.
Дети:
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
Дети:
Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву С.
Дети:
Жили – были три чертенка
И два маленьких котенка.
Им велели дружно жить,
А тебе идти водить!
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
Дети:
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон!
Кто не верит – выйдет вон!
Дети:
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.
Проводится игра.
ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК - “ДРАЗНИЛКА”.
Воспитатель:
Дразнилка – небольшой рифмованный стишок. Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища и не желая прибегать к помощи кулаков, ребенок обращается к дразнилке. В детском мире дразнилки – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове.
Тех кто плачет, дети дразнят:
Воспитатель:
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится
Можно простудиться.
Воспитатель:
Рева – корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
- Три пяточка.
Воспитатель:
Плакса, вакса, гуталин,
Проглотил горелый блин.
Жадных сверстников дразнят:
Дети повмогают воспитателю и вместе с ним вспоминают дразнилки:
Дети:
Жадина – говядина,
Турецкий барабан …
Кто на нем играет?
Саша – таракан
Дети:
Жадина – говядина,
Три копейки дадено
На четвертую копейку
Расшибися о скамейку.
Тот, кого дразнят, часто отвечает отговоркой:
Дети:
Ты сорока – белобока,
Твоя тетка кривобока,
Обзывайся целый век!
Я – хороший человек.
Воспитатель:
Чаще всего встречаются дразнилки, где к имени ребенка прибавляется рифмованное прозвище или созвучное слово:
Воспитатель:
Если мальчик дружит с девочкой, то их обычно дразнят:
Тили – тили – тесто,
Жених и невеста!
Ноги в пуху – поклонись жениху!
Ноги в тесте – поклонись невесте!
Но особенно дети не любят сверстников – ябед:
Достается в дразнилках воришкам, трусам неуклюжим.
Воспитатель:
Вор, вор!
Не ходи ко мне во двор:
Тебя кони залегают,
А коровы забодают.
Трус – трус – боягус!
На войне сражался:
Как увидел пулемет –
Сразу испугался.
ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК - “МИРИЛКИ”.
Воспитатель:
Свое название мирилки получили от слова “мир” - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
Воспитатель:
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Воспитатель:
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь
Ну, а если подеруся,
В грязной луже окажуся.
Воспитатель:
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись
Чаю напьемся,
Опять подеремся.
Воспитатель:
Ссориться не будем.
Будем мы дружить
Клятву не забудем,
Пока будем жить.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК - “ЗАКЛИЧКИ”.
Воспитатель:
Закличками называют забавные стихотворения обращение детей к различным явлениям природы – к солнцу, радуге, дождю. В прошлом человек верил в магическую силу слов. Ими он заклиная природу, обращаясь к матери – земле, солнцу, ветру, воде. Со временем это превратилось в веселую игру малышей.
Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!
Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки –
На крутом лужочке!
Дождик, дождик, припусти,
Чтобы житу подрасти,
Травке напиться,
Цветам раскрыться.
Выйди подруга – дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга – дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Радуга – дуга,
Принеси дождя –
Нам по крошке,
Медведю по ложке!
Радуга – дуга,
Перекинься на луга –
Коромыслом – коромыслом,
Золотым мостом!
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Солнышко – ведерышко,
Погляди, посвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую.
ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК - “ПЕСНИ”.
Воспитатель:
Нет человека, который не знал бы несколько песенок для детей. Когда мы были маленькими, нам их пели мамы, а узнавали они их от своих мам и бабушек, а те от своих. Те простые люди, которые давным-давно впервые спели эти песни, не умели читать и писать, но песни их не забывались, бережно передавались от родителей к детям. И сегодня, как вчера и как много лет назад, радуют они нас своей поэтичностью и красотой, своим разнообразием. Есть задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивают женщины своих детей, есть печальные и тревожные, есть и веселые, и шуточные, и плясовые.
Воспитатель:
Баю баюшки-баю,
Не ложися на краю -
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под рахитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди.
Воспитатель:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди
Мой Ванюшка будет спать,
Да побольше вырастать,
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.
Игра “Горелки”
Пора нам в игру поиграть. Горелки - исконно русская игра. Несколько веков игра была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах и до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки.
Дети парами берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди в 2 - 3х метрах от первой пары стоит горельщик. Все говорят:
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птички летят
Колокольчики звенят.
Горельщик стоит спиной к играющим. После слова “звенят” последняя пара разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один – справа, другой – слева. Кого осалит горельщик, с тем и становится впереди колонны.
ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК - “ПОТЕШКИ”.
Воспитатель:
Потешки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Слово “потешать” означает позабавить, развлечь, рассмешить. И детская потешка делает это красиво остроумно, радуя малышей звуками ласковых напевных слов.
Тра – та – та, тра – та – та,
Вышла кошка за кота,
За кота – котовича,
За Ивана Петровича
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста
Сел задом на перед
И поехал в огород.
Баба сеяла горох
Прыг – скок, прыг – скок,
Обвалился потолок,
Прыг – скок, прыг – скок,
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла
Села, поела, опять пошла
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом в присядку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК - “ПРИБАУТКИ”.
Воспитатель:
Среди народных стишков для детей встречаются такие, содержание которых составляют смешные, нелепые сложения и веселые шутки – бологуры. Такие стишки и песенки называются прибаутками.
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!
– Ты пирог съел?
– Нет не я!
– А еще хочешь?
– Хочу!
– Тебе поклон прислали.
– Кто?
– Маша.
– Какая Маша?
– Свинья наша!
– Что делаешь?
– Ничего.
– А он что?
– Да помогать пришел.
– Ты видел моего теленка?
– Рыжего?
– Да, рыжего.
– С белым пятном на лбу?
– Да.
– И с колокольчиком на шее?
– Да, верно.
– Нет, такого не видел.
– Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался.
– Сосед, дай молотка гвоздь забить.
– Не дам.
– Жадный ты! Придется свои забивать
Воспитатель:
Детский фольклор – одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные.
Воспитатель:
Веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки и прочее, о чем здесь говорилось, знают и передают дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!