Анастасия Головина
Консультация для педагогов «Раз — два, раз — два, раз — два — три! Вот считалку повтори!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Раз – два, раз – два, раз – два – три! Вот считалку повтори!»
(Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений.)
Публикация «Консультация для педагогов „Раз — два, раз — два, раз — два — три! Вот считалку повтори!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Считалки, считалочки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Содержание пред математической подготовки в ДОУ имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении старших дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей. Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже освоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений и т. д.
На наш взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни, сюжетно – ролевых, театрализованных, дидактических играх и упражнениях, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.) и хозяйственно – бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления. Поэтому проблема совершенствования методов обучения и воспитания приобретает особую актуальность.
Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средства обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.
Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики : его жанры основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.
Детский фольклор полифункционален. В нё м сочетаются разные функции: утилитарно – практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. он помогает прививать ребёнку навыки поведения в коллективе, а также приобщать к народным традициям.
К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и т. д. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей.
Малые фольклорные жанры могут широко использовать в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как приём, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
Проанализировать литературу, изучив опыт работы воспитателей, мы пришли к выводу: несмотря на многообразие программ, рекомендуемых для использования в дошкольном образовании, в том числе и по математике, данный вопрос разработан недостаточно. Это и побудило разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию малых фольклорных жанров в процессе обучения математике детей дошкольного возраста.
В работе мы придерживались: 1. Положения о том, что обучение должно носить развивающий характер (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. А. Менжинская, Н. Б. Истомина, Т. Е. Ерофеева); 2. Культурологического подхода, в соответствии с которым обучение и развитие дошкольников включает их знакомство с культурным наследием народа. Это и натолкнуло нас на мысль уточнить такие понятия, ка фольклор, и отобрать малые фольклорные жанры, детский фольклор, и отобрать малые фольклорные жанры, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развития математических представлений.
Используя идеи народной педагогики, или этнопедагогики, мы отработали и систематизировали загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки по темам и подготовили методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Остановимся на некоторых аспектах нашей работы, которые воспитатели могут использовать в практической деятельности.
Поговорим о загадке как средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число и т. д., привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Загадка – «замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, даётся с целью испытать сообразительность, развивать наблюдательность к поэтической выдумке» (словарь литератырных терминов. М. :Просвещение,1974).
Условно загадки можно классифицировать следующим образом.
1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры. Восемь ног; как восемь рук,
Вышивают шёлком круг. (Паук.)
2. Загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше – меньше, выше – ниже, длиннее-короче, шире – уже.
Чуть дрожит на ветерке,
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями, и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями и понятиями.
Тра – та –та!
Тра – та – та!
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота. (Барабан)
5. Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд. (Вишня)
В загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина). Например, загадку
«Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, всё равно она притянет» (Подушка).
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как дети разгадают, работа продолжается. Воспитатель предлагает вспомнить, о чём эта загадка; показать соответствующую числовую карточку; назвать соседей числа; объяснить как получили число 4; сравнить число 4 с последующими и предыдущим числами. Старшим дошкольникам можно предложить состав числа 4.
Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирования навыка распознания и умения называть их можно использовать следующие загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время чем – то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать и путём исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей их отгадывать и доказывать их правильность, а так же самостоятельно их придумывать.
Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробнее, последовательно развёрнутое логическое рассуждение – доказательство. Чтобы побудить ребёнка к нему, следует выяснить, каким путём он шёл, отгадывая загадку. Для этого можно предложить ответить на вопросы: «Как ты догадался? Почему ты так решил?». Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки, установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.
Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета, установить взаимосвязь между ними.
Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и обогащению и активизации словаря.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. Мы предлагаем использовать скороговорки со словами, связанные с математикой. Например при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить разучит: «У четырёх черепашат по четыре черепашонка», вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назови его соседей.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит её, а дети внимательно слушает, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё убыстряя и убыстряя темп.
На занятиях по математике можно использовать пословицы, поговорки и считалки. Пословицы – краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл, например «Не узнавай друг в три дня – узнавай в три года». Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучительного смысла, тем не менее ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трёх соснах.». Пословицы и поговорки используются с целью закрепления математических представлений и развития речи.
Интенсивные возможности представляет воспитателю работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.
Соревнования в «сказании» считалок обучают детей артистизму – заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память и добиваться права вести пересчёт. Считалка, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Считалка выполняет познавательную, эстетическую и этическую функции, а в месте с подвижными игроками, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.
Мир детства не возможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать уже имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказочного героя на занятиях придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребёнок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счёта, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.
Мы предлагаем использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок. Например «Колобок» : прочли и вопросы: Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?. Сказка «Три медведя» : Сколько стульев? Сколько медведей жили в избе? Сколько взрослых и сколько маленьких? Каким был первый стул по высоте? А какой самый низкий?
Приведём фрагмент занятия по развитию математических представлений, на котором в комплексе используются малые фольклорные жанры.
Фрагмент занятия.
Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: кто герой этой сказки?»
Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (число 3). Сегодня мы познакомимся с записью числа 3, т. е. цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три?
Отсчитайте три чашки и обозначьте это количество предметов числом и соответствующей цифрой. каждое число имеет свой знак на письме, т. е. цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С. Маршак: «Тройка третий из значков, состоит из трёх крючков». Как вы понимаете выражение «третий из значков»? Какие это знаки? (1,2,3).
Возьмите карточку с цифрой 3, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке(3). Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза, обследуйте эту цифру пальцами и представьте её перед глазами. Напиши цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно, носом.
Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра (Три медведя. Три толстяка и т. д.)
Вы не назвали ещё одну сказку, но обязательно её вспомните, отгадав загадку.
Носик – круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)
Вспомните пословицы, поговорки, скороговорки, где встречаются это число и цифра (Заблудился в трёх соснах. От горшка три вершка. Обещанного три года ждут.)
Возьмите из кассы цифр карточки с изображением чисел 1,2,3 и расставьте их по порядку, начиная с самого меньшего.
*Какая из этих цифр обозначает большее число? (3).
*Какая из этих цифр обозначает меньшее число? (1).
*Какие числа идут при счёте раньше, чем число 3? (2,1)
Таким образом, мы видим, что малые фольклорные жанры являются важным средством развития математических представлений дошкольников.