Дубровская Евгения
Экологический проект «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир насекомых
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Курского района Курской области
Проект
«Путешествие в мир насекомых»
Группа № 11
Воспитатели: Дубровская Е. В.
Гуляева В. П.
2016 г.
Вьются и порхают –
Публикация «Экологический проект „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомых достигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их можно встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.
Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.
По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов. Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Актуальность-
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.
С наступлением весны мы все больше времени стали проводить на улице, во время прогулок дети видели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выражала радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.
Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
А для чего нам насекомые?
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.
Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается, и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и, то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.
И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Задачи проекта :
формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность: средняя продолжительность (4 месяца)
Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.
Форма и методы работы:
Литература: загадки про насекомых, сказки, поговорки, стихи.
Иллюстрации: картинки насекомых, строение тела.
ИКТ: презентации, фильмы по содержанию проекта, мультфильмы.
Проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность.
Продукт проекта : презентация.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
5. Дети будут отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.
6. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ребё нок будет уметь:
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап
Исследовательский Заключительный этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера (выявление уровня знаний)
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (пословиц, поговорок, песен про насекомых).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление папки дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, игрушек по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
•
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта Деятельность педагога:
• Диагностика знаний у детей
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка насекомых из пластилина.
• Отгадывание загадок.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр мультфильмов и познавательных презентаций.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.
• Наблюдение на улице.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Диагностика знаний у детей.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
План работы
Дата Содержание работы Участники
Подготовительный этап
1.06.16-
10.06.16 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
4. Разработка рекомендаций (консультаций) для родителей.
5. Организация развивающей среды в группе.
6. Оповещение детей и родителей о проведении проекта в группе (размещение объявлений в раздевалке). Воспитатели
Родители
Основной этап
Исследовательский
13. 06.16-
23.09.16 1. Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу.
2. Наблюдения за насекомыми. Постоянно!
3. Беседа: «Таинственный мир насекомых»
4. Консультации для родителей:
«Значение насекомых в природе»
«Здоровье от пчелы»
«Первая помощь при укусах насекомых»
«Насекомые, которые нам досаждают»
5. Консультация для воспитателей:
«Наблюдение за насекомыми на прогулке»
«Пальчиковые игры на тему «Насекомые»
6. Отгадывание загадок про насекомых.
7. Изобразительная деятельность:
Помоги жучку найти дорогу к другу
Кто где живет?
Раскрась кузнечика
Какая красивая бабочка
Божья коровка
8. Чтение художественной литературы:
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок-пилот»
Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»
В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»)
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
9. Разучивание стихов о насекомых :
«Бабочка-красавица»
«Сказочный лес»
Л. Мирошникова «Паучок»
10. Знакомство с пословицами и поговорками про насекомых
11. Аппликации:
«Попрыгунья стрекоза»
«Божья коровка»
Общая аппликация «Мир насекомых»
12. Беседы:
«Таинственный мир насекомых»
«Какие бывают насекомые»
«Труженица пчела»
«Жизнь паука»
13. Настольные игры
«Парные картинки»
«Четвертый лишний»
«Найди всех насекомых»
«Собери по образцу»
15. Рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых
16. Лепка:
«Божья коровка»
«Гусеница»
«Пчелка Майя»
«Паук на паутинке»
17. Инсценировка
«Друзья Мухи-Цокотухи»
18. Разучивание песен про насекомых
19. Просмотр презентаций и фильмов по теме «Насекомые»
20. Конкурс: «Самая оригинальная бабочка»
21. Подвижные игры:
«Бабочки и ласточки»
«Медведь и пчелы»
«Насекомые над лугом»
«День и ночь (Дневные и ночные бабочки)»
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»
22. Развлечение: «На полянке» Дети
Родители
Дети, воспитатели
Воспитатели
Дети
Дети
Дети
Воспитатели
Воспитатели
Дети
Дети
Воспитатели
Дети
Дети
Дети
Воспитатели
Дети
Родители
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Музыкальн. работник
Заключительный этап
26. 09.16
30.09.16 1. Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
2. Диагностика знаний у детей
3. Ознакомление педагогов МБДОУ с выполненной работой.
4. Оформление альбомов, фотовыставок для родителей
5. Награждение детей за конкурс «Самая оригинальная бабочка» Воспитатели
В ходе проекта-
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Диагностика.
В основном и заключительном этапе проекта, мы запланировали диагностику знаний, с помощью которой можно выяснить уровень знаний детей о насекомых, «слабые» места. Одной, специально разработанной диагностики, для этой задачи нет, их много и они разнообразны, мы решили в своем проекте использовать, наиболее легкий вариант.
Цель: выяснить знания детей о мире насекомых, знают ли названия определенных насекомых, могут ли показать части тела, отличают ли насекомых от животных.
Материал: картинки с изображением разных насекомых.
Задания: 1. Назови одним словом (насекомые?
2. Покажи на картинке кто лишний (муха, пчела, оса, рыба).
3. Покажи на картинке насекомых (муха, паук, бабочка, улитка).
4. Разложи в разные стороны летающих и ползающих насекомых.
5. Покажи на картинке части тела, которые я назову (глаза, крылья, усики, брюшко и т. д.).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребенку показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 7 – 11 баллов
Низкий уровень – 0 – 6 баллов
Данную диагностику мы проводили в основном и заключительном этапе. Сложность диагностики заключалась в том, что в летний оздоровительный период количество детей, посещающих детский сад всегда разное, поэтому мы проводили диагностику с малым количеством детей.
Таблица- 1. Уровень знаний детей в начале проекта
№ Имя ребенка 1 2 3 4 5 Баллы
1. Максим 3 3 2 2 2 12 Высокий
2. Илья 1 2 1 1 1 6 Низкий
3. Матвей 1 1 1 1 1 5 Низкий
4. Кристина 2 2 2 1 1 8 Средний
5. Даня 2 2 2 1 1 8 Средний
6. Прохор 3 2 2 2 2 11 Средний
7. Вика 2 2 1 1 1 7 Средний
8. Валерия 3 3 2 1 1 10 Средний
9. Саша 2 2 2 1 1 8 Средний
10. Василиса 1 1 2 1 1 6 Низкий
Проведя обследование, мы выявили следующие результаты (в процентах)
Высокий уровень (10%) – Максим
Средний уровень (60%) – Кристина, Даня, Прохор, Вика, Валерия, Саша
Низкий уровень (30%) – Илья, Матвей, Василиса
Таким образом, результаты диагностики показали, что знания у детей есть, но не в достаточном количестве.
Больше всего затруднений вызвал вопрос о внешнем строении насекомых, чему следует уделить большее внимание. Также, дети затруднялись ответить на вопрос, летает или ползает данное насекомое (которое вы называете). Имеются затруднения с ответом, когда называется насекомое и его нужно найти на картинке.
Таблица- 2. Уровень знаний детей в конце проекта
№ Имя ребенка 1 2 3 4 5 Баллы
1. Максим 3 3 3 3 2 14 Высокий
2. Илья 3 2 2 2 2 11 Средний
3. Матвей 2 2 2 2 1 9 Средний
4. Кристина 3 2 2 3 2 12 Высокий
5. Даня 3 3 2 3 2 13 Высокий
6. Прохор 3 3 3 3 3 15 Высокий
7. Вика 3 2 1 1 1 7 Средний
8. Валерия 3 3 3 2 2 13 Высокий
9. Саша 3 2 2 2 2 11 Средний
10. Василиса 3 2 2 2 2 11 Средний
Проведя обследование, мы выявили следующие результаты (в процентах)
Высокий уровень (50%) – Максим, Кристина, Даня, Прохор, Валерия
Средний уровень (50%) –Вика, Саша, Илья, Матвей, Василиса
Низкий уровень (0%)
Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний детей о насекомых вырос, наибольшее количество детей отвечает на вопросы без раздумий и затруднений, из чего следует сделать вывод, что проект «Путешествие в мир насекомых» продуктивен и может быть использован другими педагогами в своей практике.