Надежда Ивановна Командина
Экологический проект «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Методический паспорт проекта.
• Название проекта : «Мир вкруг нас».
• Руководители проекта :
Воспитатель Командина Надежда Ивановна.
Публикация «Экологический проект „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Состав проектной группы : дети, родители и воспитатели старшей группы «Непоседы».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Актуальность темы.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально вести ребёнка за город. И в городе, во дворах, скверах и парках, можно знакомить детей с природой.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель:
Формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,
Задачи:
• Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
• Расширять представления о насекомых;
• Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
• Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому; закладывать основы экологической культуры личности;
• Учить активно и творчески применять полученные знания в художественно-продуктивной деятельности – в рисунке, лепке, аппликации;
• Развивать познавательную, мыслительную, речевую активность детей; воображение, фантазию;
• Развивать творческие способности в игровой, театрализованной и музыкально-ритмической деятельности;
• Воспитывать любовь к родному краю.
•
Срок реализации проекта : август 2016-май 2017гг.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.
Предполагаемые результаты: .
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
• Понимание детьми неразрывной связи человека с природой;
• Получат знания об особенностях внешнего вида, жизни, роста в зависимости от среды произрастания, времени года, длины светового дня, количества осадков, состояния окружающей среды и активной деятельности человека;
• У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу.
• Дети узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
• Дети узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
• Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
• 9. Дети узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
• Понимание детьми целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезные и вредные, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
• У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
• Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
• Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
• В природе все взаимосвязано.
• В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
• Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
• Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
• .К экологическому проекту будут привлечены родители.
• Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта. Убедить родителей о необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.
Предложить помочь в подборе познавательного материала (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).
Совместные и семейные экскурсии в лес.
. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования, игры во время отдыха на природе, на даче
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап
(практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приё мов по расширению знаний дошкольников по темам:
«Ходит капелька по кругу»
«Царство растений»
«Деревья»
«Насекомые»»
«Птицы»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
Заключительный этап
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Оформление результата проекта.
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
презентация и защита проекта
Работа с родителями
Консультации для родителей:
1. Прогулки в природу»
2. «Где и как используют лекарственные растения».
3. «Любовь к животным».
4. «Воспитание любви к природе».
Анкетирование родителей.
Составление рассказов детьми и совместно с родителями для альбома
«Экологические сказки»
Содержание проекта :
(Мероприятия по реализации проекта)
«Ходит капелька по кругу»
1. Дидактические игры
2. Примерные эксперименты и опыты с объектами неживой природы.
3. Наблюдения за снегом и льдом.
4. Конспект занятия «Тайны воды».
5. Конспект занятия по рисованию «Разноцветные капли дождя».
6. Беседа «Что такое облака и что такое дождь» в картинках.
7. Конспект занятия «Ходит капелька по кругу».
8. Исследовательская деятельность «Ходит капелька по кругу».
9. Конапект подвижной игры «Ходит капелька по кругу».
10. Наблюдения и поисковые задачи в рамках реализации проекта.
11. «Приключение капельки»-история об окружающем мире для детей.
12. Фотоматериал.
13 «День воды»
«Царство растений».
1. Цикл наблюдений за цветником.
2. Конспект занятия «Путешествие в царство звуков и цветов».
3. Конспект занятия «Лекарственные растения- средство оздоровления организма человека».
4. «Лекарственные растения рядом»- увлекательная прогулка по экологической тропе.
5. Фотоматериал по прогулке.
6. Схема для составления рассказов о растениях.
7. Иллюстрации растений нашего участка.
8. Работы детей по проекту.
9. Фотоматериал экскурсий и прогулок
10. Конспект занятия «растения лечат».
«Деревья»
1. Конспект занятия «Деревья -наши друзья»
2. Конспект занятия по аппликации Осенняя березка»
3. Беседа: «Что растет и кто живет в лесу»
4. Цикл наблюдений за деревьями.
5. Рассказы В. Зотова про деревья
6. Конспект занятия по рисованию «Ветка с шишками».
7. Конспект занятия по рисованию «Ёлка на горе».
8. Конспект занятия «Рассматривание осенних деревьев и кустарников».
9. Конспект занятия «Дом под крышей голубой».
10. Конспект занятия «Грибное царство».
11. Конспект занятия «Экологическая тропа».
12. Конспект занятия «Наш дом-природа».
13. Иллюстрации деревьев с описанием.
14. Дидактические игры с деревьями и кустарниками.
15. Иллюстрации: «Кому нужны деревья в лесу»
«Зачем люди ходят в лес»
«Беречь природу-дело каждого».
«Правила поведения в лесу»
16. Фотоматериал.
17. Работы детей
18. Схема для составления рассказов о деревьях.
19. Картотека по развитию связной речи. Тема: «Осень. Деревья»
«Насекомые»
1. Конспект занятия «Насекомые».
2. Конспект занятия «Муравей».
3. Конспект занятия по развитию речи «Насекомые».
4. Конспект занятия по рисованию «Бабочка».
5. Конспект занятия «Путешествие в страну насекомых».
6. Конспект занятия «Составление описательного рассказа о насекомых по картинкам».
7. Схемы для обучения рисования насекомых.
8. Аппликация «Насекомые».
9. Иллюстрация «Внешнее строение насекомых».
10. Схема для составления рассказов о насекомых.
11. Иллюстрации насекомых.
12. Интересные факты.
13. Загадки.
14. Опыты по теме.
15. Стихи про насекомых.
16. Виды бабочек- иллюстрации.
17. Фотоматериал.
18. Работы детей.
«Птицы»
1. Конспект занятия «Рассматривание и сравнение воробья и вороны».
2. Викторина «Что, где, когда?»- «Зимующие птицы».
3. Наблюдения за зимующими птицами.
4. Упражнения по теме «Птицы»
5. Цикл наблюдений за зимующими птицами.
6. Рассказы В. Зотова: «Кедровка»
«Зяблик»
«Клест»
«Ворона»
«Трясогуска».
7. Памятка для родителей «Наши друзья- птицы»
8. «Детям о перелетных птицах в стихах и картинках».
9. «Зимующие птицы»-наблюдения на участке.
10. Картотека по развитию связной речи «Перелетные птицы».
11. Образцы аппликации на тему «Птицы».
12. Иллюстрации: «Строение птиц».
13. Схема для составления рассказа о птицах.
14. «Составь рассказ по этим картинкам»- иллюстрации.
15. Оригами «Птицы».
16. Фотоматериал.
17. Конспект занятия «Перелетные птицы».
18. Работы детей.
«Дикие животные»
1. Конспект занятия «Переполох в лесу».
2. Конспект занятия «Как лесные звери проводят зиму в лесу».
3. Картотека по развитию связной речи «Дикие животные наших лесов».
4. Рассказы В. Зотова.
5. Схема-алгоритм для составления рассказа о диких животных.
6. Конспект занятия «Дикие животные».
7. Конспект занятия «Дикие животные зимой»
8. Конспект занятия «Дикие животные»-рисование.
9. Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»
«Домашние животные»
1. Конспект занятия «Домашние животные».
2. Конспект занятия «Домашние птицы».
3. Конспект занятия «Домашние и бездомные животные»
4. Викторина «Знатоки диких и домашних животных»
5. Экологическая викторина «Дикие и домашние»
6. Цикл наблюдений за домашними животными.
7. Конспект занятия «Значение животных в жизни человека».
8. Дидактические игры.
9. Схема для составления рассказа о домашних животных.
10. Схема для составления рассказа о домашних птицах.
11. Иллюстрации по теме.
Список литературы:
Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. - М. "Просвещение",1992
Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001
Лихачев Б. Т. Экология личности//Педагогика. -1993.-№2.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7
"Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.
Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.