Потапова Ульяна Александровна
Экологический проект «Плодово-ягодный сад Фрутоняшки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».
А. С. Арсеньев
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.
Тип проекта : групповой, информационно-творческий, экспериментальный
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь 2 недели)
Объект исследования: кустарники и деревья
Публикация «Экологический проект „Плодово-ягодный сад Фрутоняшки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Базовая образовательная деятельность: «Познавательное развитие» (развитие познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с окружающим миром)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В нашей детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Плодово-ягодные культуры прекрасный объект для наблюдений. На примере плодово-ягодных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами, их практическая значимость в жизни человека. Анализ имеющихся сортов деревьев и кустарников выявил отсутствие культур, которые позволили бы проводить исследовательскую деятельность на боле высоком уровне, т. е. точка «Плодово - ягодный сад» в экологической тропе ДОУ не достаточно усовершенствована.
Как я уже ранее сказала, экологическая зона периодически должна изменяться, чтобы поддерживать интерес детей. Одним из способов изменения экологической среды – это посадка вместе с детьми и родителями новых растений на территории детского корпуса №4.
Цель: совершенствование условий для углубленного изучения растений плодово-ягодного сада родного края и развитие познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста путем ведения исследовательской опытно экспериментальной работы.
Задачи:
- совершенствование экологической среды ДОУ;
- вызвать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу;
- систематизировать знания о растениях плодово – ягодного сада;
стимулировать и развивать познавательные способности;
- расширять знания о пользу употребления фруктов и ягод для здоровья;
- развивать трудовые и коммуникативные навыки.
- обогащать и активизировать словарный запас
- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Ожидаемые результаты:
1. Дети закрепили знания о строении деревьев и кустарников
2. Пополнение словарного запаса (название деревьев и кустарников, строение)
3. Достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с художественными произведениями, музыкой, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.
4. Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе.
5. Воспитанники: овладеют навыками исследовательской деятельности; научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закрепят имеющиеся знания и узнают много интересного из жизни плодово – ягодных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за плодово – ягодными культурами.
6. родители: активный участник проекта; помощь в приобретении саженцев и их посадка; участие в различных акциях и выставках; экологическое просвещение детей.
Методы и технологии:
- беседы;
- НОД в игровой форме;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- пальчиковая гимнастика физкультминутки и тд. ;
- загадки, пословицы, скороговорки;
- восприятие художественной литературы (сказки, стихотворения, легенды);
- эксперименты и опыты;
- трудовые поручения.
Этапы развития:
I этап. Подготовительный.
1. Ознакомление детей и родителей с проектом
2. Подбор дидактического материала.
3. Разработка картотеки загадок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
4. Подбор художественной литературы.
5. Составление плана мероприятий.
II этап. Практический (исследовательский).
1. Беседа с детьми о фруктовом саде, о деревьях и кустарниках растущих на территории детского сада.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Посадка с родителями и детьми саженцев плодово-ягодных деревьев.
4. Художественно – эстетическое развитие. Рисование, лепка, аппликация.
5. Заучивание стихов, поговорок по теме проекта. Чтение художественной литературы. Мифы и легенды.
6. Тематические прогулки. Экскурсии в ботанический сад.
7. Проведение подвижных и дидактических, речевых игр по теме. А также физкультминуток, пальчиковой гимнастики и психогимнастики.
8. Для родителей демонстрация деятельности детей.
Кратко, о том как проходил наш проект…
Одна из главных задах воспитание в нашем детском городке – это экологическое воспитание. Основной целью экологического воспитания детей является формирование экологической культуры. Для этого рекомендуется мы организовываем образовательную деятельность, наблюдения, экскурсии, опытническую деятельность и т. д.
Экологическое развитие детей мы осуществляем путем реализации системы знаний с детьми на экологической тропе, которая является ведущем средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира. Экологическая тропа в ДОУ постоянно совершенствуется.
На территории детского корпуса №4 существует Ботанический сад, к котором растут яблони и груши, черноплодная рябина. В ходе проекта мы с родителями посадили еще сливу, вишню, облепиху.
С родителями была проведена просветительская работа, которая заключалась в следующем: в приемной была размещена информация по теме: «Что должны знать дети о плодово – ягодном саде», «Дидактическая игра в развитии ребенка», подготовка презентаций о пользе фруктов и ягод.
С воспитанниками была проведена непосредвенно-образовательная деятельность на следующие темы: «Плодово-ягодный сад Фрутоняшки», по речевому развитию «Составление описательного рассказа», рисование «Закатываем компот», «Фруктовый сад», аппликация «Фруктовая тарелка». Проведены тематические прогулки: «Наблюдение за плодовыми деревья в саду», «Экскурсия в Ботанический сад»
Проведены беседы о пользе и витаминах плодово-ягодных растений. Благодаря этому дети закрепили знания о фруктах и ягодах; узнали, что употребление фруктов и ягод в натуральном виде повышает иммунитет, а употребление цитрусовых фруктов снижает риск заражения простудными заболеваниями; эффективным средством снижения температуры является малиновое варенье; в весенний и осенний периоды организму не хватает витаминов и необходимо в изобилии употреблять фрукты и ягоды; научились выделять и определяют признаки и качества фруктов, определять по запаху и вкусу. Так же получили знания, о правильном уходе за плодово-ягодных культурами и сборе урожая, путем просматривания иллюстраций и энциклопедий.
Дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры помогли детям углубить и закрепить полученные знания. Так же закрепить полученные знания и приобрести новые помогли загадки о фруктах и ягодах, стихи, пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки, сказки и другая художественная литература.
В ходе реализации проекта, дети осуществляли трудовую деятельность, заключающуюся в уходе за растениями, поливали, убирали сорняки, обрезали сухие ветки.
Данный проект оказал благотворное влияние на всех участников. В ходе совместной познавательно-исследовательской работы педагогов и семей дети познакомились с растений плодово-ягодного сада родного края, закрепили знания о свойствах и особенностях фруктовых деревьев и ягодных кустарников, получили новые знания и применили их на практике, усовершенствовали трудовые навыки, расширяли знания о пользе употребления фруктов и ягод для здоровья. В ходе реализации проекта в ДОУ была создана благоприятная среда, ориентированная на формирование экологической культуры воспитанников. Самые интересные моменты дети сфотографировали и нарисовали. В конце была организованна выставка детских рисунков и проведен осенний праздник связанный с темой проекта.