Елена Антонова
Экологический проект «Огород на окошке»
▼ Скачать +Заказ
Экологический проект «Огород на окошке»
Тип проекта : исследовательский, творческий, групповой с привлечением родителей.
Продолжительность: краткосрочный ( 3 недели: 22.03.21г – 09.04.2021г)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Экологический проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
Цель проекта :
• Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи проекта :
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• Расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы); Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Способствовать взаимодействию семьи и детского сада8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат.
1. Активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области совместное творчество, «Познание»;
2. Повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;
3. Повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.
Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект осуществляется в рамках средней группы МДОАУ № 102, в совместной деятельности педагогов детей.
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
• Планирование проекта;
• Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «огороде на окне» в средней группе.
• Подбор методической литературы по теме; Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
• Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);
• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет
• Разбивка и обустройство огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, родители.
2 этап- Реализация проекта :
Образовательная область «Коммуникация» включает в себя:
• Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
• Составление рассказов об овощах по моделям;
• Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»
• Чтение стихотворений про овощи
Образовательная область «Познание»
• Дидактическая игра – «Что и где растет на огороде»
• Беседа: «Семена, способ их распространения»
Цель: формирование знаний о растительном мире.
• Рассказ воспитателя «Витамины для здоровья»
• Беседы: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
• Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Посадка семян перца, луковиц.
Исследовательская деятельность:
• «Значение солнца в нашей жизни. Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой)
• Наблюдения за ростом корневой системой лука в воде.
Продуктивная деятельность (лепка).
Лепка «Слепим репку», «Слепим овощи для огорода»
При ознакомлении с художественной литературой:
Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?». Заучивание: А. Прокофьева «Огород» П/и «Огуречик» Чтение: А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки» Чтение: И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили», Д. Родарри «Чипполино». Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, загадок связанных с огородом, овощами и фруктами.
Дидактические игры:
«Что и где растет на огороде», «Растения культурные и дикорастущие», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». «Что сажают в огороде?», «Разложи по корзинкам. Овощи, фрукты, ягоды», «Что сначала, что потом», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Трудовая деятельность:
«Посадка лука». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Пикировка рассады перца. Посев семян перца. Полив и уход за растениями на «огороде».
Социализация: Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»
Подвижные игры:
«Огуречик, огуречик….»
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке», «Солнышко».
Работа с родителями: Консультация для родителей «Расскажите ребенку о луке», домашнее задание: фотографии «Огород на окне дома», обустройство «огорода на окне».
3. Этап – итог проекта
В ходе работы над проектом :
• Был создан огород на подоконнике, дидактические игры «Вершки и корешки», «Что и где растет на огороде», «Составление рассказа об овощах по моделям».
• Оформление книжек «Стихотворения про овощи», «Сказки про лук».
• Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
• У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
• Дети увидели многообразие посевного материала.
• Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
• Работа с родителями: консультация «Расскажите ребенку о луке», фотографии «Огород на окне дома». Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
•
Приложения к проекту «Огород на окошке»
Беседа с детьми на тему: «Что такое огород и что на нём растёт»
Цель:
• Формировать обобщё нные представления об овощах: овощи - это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.
Образовательные задачи
• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
• Уточнить представления о многообразии овощей.
Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, к ним
Развивающие задачи
• Развивать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
• Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
• Воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность.
• Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии.
Наглядные средства обучения:
• Поднос с овощами.
• Предметные картинки «Овощи».
• Загадки про овощи и фрукты.
Ход занятия:
Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи.
Какие еще овощи вы знаете?
Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка.
Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.
В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.
Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей, другие — из Индии (огурец, стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок, из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).
А где растут овощи?
Правильно! В огороде на грядках.
Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.
Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания.
Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.
В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.
Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника : они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух. Послушайте стихотворение.
Помощник крот
Как-то раз весною крот
Посетил наш огород.
Он проверил клумбы, грядки
И заметил непорядки:
Портят слизни и жуки
Огородные ростки,
Слишком уж земля тверда —
Не проходит вглубь вода.
И сказал помощник крот:
— Я спасу ваш огород!
Разрыхлю я чернозем,
Истреблю личинок в нем.
Под землей ходы пророю —
Дождь наполнит их водою.
За работу взялся крот,
И расцвел наш огород!
Спеют в нем морковь и репка,
И капуста стала крепкой,
Созревают лук, чеснок,
Крот-дружище нам помог!
Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.
Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой, снежицей, и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».
Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.
Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.
Что-то мы еще забыли?
Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.
Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. Послушайте стихотворение.
Добрая реченька
В летнюю погоду
Теплым ясным вечером
Поит огороды
Маленькая реченька.
Замер тополь чутко,
Ива серебрится.
Реченька-голубка,
Дай ведро водицы!
Где вились уклейки
И резвились днем,
Ведрами и лейками
Воды мы наберем.
Трогает верхушки
Тонкий луч заката,
Мы польем петрушку,
Огурцы, томаты.
Скоро сумрак ляжет
На зерцало вод,
И «спасибо» скажет
Речке огород!
Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.
Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»; «Что соберешь в августе, тем и будешь сыт». Послушайте стихотворение.
Добрый урожай
Как чудесно в огороде
Поработать ясным днем!
Теплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозем.
Пахнет сладкой спелой сливой
И картофельной ботвой,
Медом белого налива
У меня над головой.
Все поспело, все созрело —
Добрым будет урожай!
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись, да собирай!
Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в подполы, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.
А сейчас отгадайте мои загадки. (разгадывание загадок)
Ребята, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.
Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.
Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.
Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель, сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.
Ответьте на вопросы
• Что называют овощами?
• Где растут овощи?
• Какой уход требуется овощам?
• Почему овощи считают основной едой человека?
Подвижная игра «Огуречик, огуречик …»
На одной стороне зала – воспитатель (ловишка, на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Дети бегут за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
П. з. - учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
П. З. - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»
Цель: Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры.
Учить относиться к кукле как к живому существу.
Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Развивать речь и мышление.
Материалы: Кукольный уголок (посуда, плита, стол, овощи, кроватки, куклы.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Сюжетно-ролевая игра, развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к столу говорит: «Скоро куклы придут с прогулки, надо подумать, чем их накормить. И предлагает детям покормить кукол обедом ( поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?» Выслушать предложения детей). Дети по примеру воспитателя берут кастрюльки и «готовят щи».
Воспитатель:
Есть у нас морковка,
Есть у нас капуста,
Мелко лук порежем,
Будет очень вкусно.
(Дети «чистят морковь», «режут капусту, лук».)
Ложкой размешаю,
Соли добавляю,
(Дети помешивают ложкой в кастрюле.)
Будут щи горячи,
С пылу, с жару
Из печи.
(Дети «пробуют щи на вкус».)
Вкусно!
(Воспитатель предлагает детям накрыть на стол так, чтобы у каждой куклы была тарелка, ложка и вилка.
Дети по примеру педагога берут посуду и расставляют ее.)
Расставим посуду:
Тарелки и миски,
Чтоб были у всех:
У Кати и Мишки,
У Оли и Толи,
У Ляли и Гали.
Достанем и ложки,
И вилки с ножами,
И щи разольем
По тарелочкам сами.
(Дети «разливают щи» по тарелкам.)
Воспитатель: Это тарелка, я налью в нее щи. Вот ложка для щей, Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.) Мягкий хлеб? Нарежим хлеб тонкими кусочками.
(Воспитатель предлагает детям позвать кукол, пришедших с прогулки, к обеду). Дети зовут своих кукол по очереди: «Катя, дочка, иди кушать!».(Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки.) Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! (Моют руки.) Затем сажают кукол за стол и кормят обедом.
Воспитатель:
Хвалят ваши дочки щи:
Очень вкусные они.
Вам спасибо скажут детки,
Ведь когда ребенок сыт,
Он всегда отлично спит.
А теперь пора в кровать,
Вашим куклам надо спать.
Дети укладывают кукол в кроватки. Воспитатель включает тихую музыку, дети качают своих кукол
Консультация для родителей «Расскажите ребёнку о луке!»
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным «луководом», чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Откуда он пришел?
Окультуривание лука произошло примерно 4 тыс. лет назад где-то в Азии, предположительно на территории, которую сейчас занимают Афганистан и Иран. Также выращивали лук как огородную культуру в Древнем Египте, Греции и Индии. В древности люди верили, что лук обладает не только лекарственными свойствами, но и магическими. В Древнем Риме считалось, что если в еде содержится много лука, то она придает энергии, храбрости и силы, поэтому лук обязательно употребляли легионеры.
Как попал в Россию?
Никто не может сказать, когда точно появился лук на Руси. Но уже в XII-XIII веках его знали наши предки. Лук был одним из немногих овощей, сохраняющих витамины и другие полезные вещества долгими русскими зимами. Его целебные силы славяне испытали на себе. Возможно, уже в те годы зародилась пословица, дошедшая до нас: «Лук от семи недуг». Предположительно, лук попал в Россию с берегов Дуная вместе с торговыми людьми. Вблизи центров торговли возникали первые очаги выращивания лука. Постепенно они стали создаваться и вблизи других городов и сёл с подходящими для выращивания лука климатическими условиями. Такие центры лукосеяния стали называть «гнёздами». Всё местное население в них было занято выращиванием лука.
Луков день.
В народном календаре 20 сентября. На Руси в день святого Луки повсеместно отмечали Луков день. В этот день было принято убирать урожай лука с огородных грядок, на рынках начинали торговать луком свежего урожая. У девушек в этот день случались луковые вечерки — они собирались вместе и заплетали собранный лук в косы, которые после привешивали к потолку изб для последующего хранения.
В народе лук считали крайне полезным растением и часто пользовались им лекарственным растением. Луком спасались от инфекционных заболеваний, лечили насморк. Считалось, что если в помещении, где лежит больной, развесить заплетенный в косы лук, то болезнь пройдет быстрее, а домочадцы не заразятся. Если начинался повсеместный падеж скота, то хозяева вешали на своих животных «ожерелья» из луковых и чесночных головок, тем самым проводя профилактику заражения.
Не зря о луке сложили множество поговорок:
«Лук — добро в бою и во щах»;
«Лук от семи недуг»;
«Лук да баня все исправят».
Загадки в разных вариациях:
«Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»;
«Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет»;
«Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот сморщится».
В этот день хозяйки ставили на стол блюда из лука. Традиционной едой этого дня был запеченный в русской печи лук, фаршированный мясным фаршем, чаще всего куриным. При этом считалось, что если такое блюдо сделать до Луки, то весь лук на грядках высохнет. Кроме печеного лука на стол ставился луковая похлебка, луковые оладьи и даже пироги с луковой начинкой.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Поиграйте с ребенком в дидактически игры.
«Вершки-корешки»
Что дает игра детям?
Игра направлена на развитие познавательных интересов детей, учит классифицировать овощи ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игра способствует развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, речи.
«Овощи-фрукты»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
«Полезно-вредно»
Задайте ребенку вопрос, а он вам ответит вредно это или полезно.
чем-либо. Объяснить свой выбор, назвав отличия.
А самое главное: чаще употребляйте лук в пищу сами – подавайте пример своим детям и они, смотря на вас, будут приобщаться к здоровому питанию.