Наталья Летуновская
Экологический проект «Удивительные насекомые» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта:
исследовательский, познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность:
Краткосрочный (с 3 апреля по 28 апреля)
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность
Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять их в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки. А есть и такие, кто не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое.
Публикация «Экологический проект „Удивительные насекомые“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Из бесед с детьми, мы пришли к выводу, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.
Исходя из вышесказанного, мы ставим цели: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых; формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о многообразии насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе;
- воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живому;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Методы и приемы:
Словесные: беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы.
Наглядные: презентации, мультфильмы, наблюдения.
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, игра – драматизация.
Дети должны знать и называть насекомых; знать о значении насекомых в
природе; находить сходства и различия между насекомыми.
Планируемый результат.
Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни насекомых.
1 этап – подготовительный.
- подбор методической, научно – популярной и художественной литературы;
- разработка конспектов НОД, бесед;
- подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»;
- сбор материалов для детского творчества.
Сотрудничество с семьей:
- консультации для родителей;
- привлечение родителей к созданию тематического альбома «Что я знаю о насекомых».
Продуктивная деятельность проекта:
- оформление групповой выставки с работами детей «Букашки – таракашки»
- оформление тематического альбома «Что я знаю о насекомых»
- викторина «Удивительные насекомые»
- презентация проекта
2 этап – организационный.
Виды деятельности: подвижные игры
- дидактические игры
- настольно – печатные игры
- просмотр презентаций, мультфильмов
- прослушивание музыкальных произведений
- творческая мастерская
- чтение художественной литературы
- заучивание стихов, загадок, пословиц
- наблюдения за насекомыми
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие.
Наблюдение в природе (наблюдение за насекомыми, их внешним видом,
особенностями строения и поведения)
Тема: «Букашечки – таракашечки».
Цель: знакомство с названиями насекомых, и особенностями; проявление
Интереса к художественному слову при знакомстве со стих. о
насекомых. Воспитание бережного отношения к насекомым.
Тема: «В мире насекомых»
Цель: уточнение знаний детей о насекомых, их характерных признаках,
приспособленности к условиям жизни.
Тема: «Спасение Муравьишки»
Цель: обобщение представления о многообразии насекомых (в лесу, в поле,
у ручья)
Тема: «Насекомые проснулись»
Цель: выявление взаимосвязи весна – первая трава – насекомые.
Здоровье и безопасность. Беседы – обсуждения: «В чем польза насекомых»,
«Опасные насекомые».
Речевое развитие.
Тема: «Божья коровка»
Цель: учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их
строения.
Тема: Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»
Цель: учить слушать, оценивать поступки героев, выразительно петь, четко
произносить слова, развивать внимание, мышление.
Логоритмическое упражнение: «Друзья помогли» - развивать чувство ритма
«Насекомые над лугом» - развивать чувство ритма.
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Иллюстрирование сказки.
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» Цель: развивать память, чувство ритма.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха – Цокотуха» К. Чуковского
Игра – драматизация по басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: употребление всех форм
косвенных падежей имен существительных в ед. числе.
Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко (бабочки, стрекозы, пчелы)»
Цель: употребление существительных Р. п.
Д/и «Бывает – не бывает» Цель: понимание логико – грамматических
конструкций.
Д/и «Подбери признак»
Интервью Цель: формирование навыков диалогической речи на тему
«Насекомые луга»
Д/и «Рисование сотовых ячеек по шаблонам» Цель: развивать точность
движения и мелкой моторики.
Д/и «Соедини точки и узнай насекомое» Цель: развивать точность движения
руки, воображение.
Настольно – печатные игры: «Домино. Насекомые.» Цель: закреплять
название насекомых.
Пазлы: «Собери насекомое»
Д/и «Подбери признак»
Цель: обогатить знания детей о насекомых, закрепить и
названия.
«Кто что умеет делать?» Цель: расширять и активизировать глаголы, словарь
детей.
«На полянке» Цель: уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять
понимание предлогов «на», «под».
Подвижная игра «Поймай Комара» Цель: упражнять детей в прыжках,
развивать точность движения, ловкость.
П/и «Медведь и пчелы» Цель: развивать умение бегать в разных
направлениях.
Сюжетно – ролевая игра «Приключение в лесу» Цель: способствовать
развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса
и его жителей ситуации, возникшего по вине людей; формировать понимание
необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
формировать социально – активную жизненную позицию дошкольников,
умение выражать свое отношение к роли как определенной жизненной
позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
Художественно – эстетическое развитие.
Слушание музыкальных произведений:
«Полет Шмеля» Р. н. п. «Комаринская»
Слушание музыкального сопровождения к спектаклю «Муха – Цокотуха» - развитие интереса к разным жанрам музыкальных произведений.
Разучивание – танец бабочки. Цель: развивать музыкальный слух,
пластичность, закреплять знания о способах передвижения бабочек.
Тема: «Бабочка - красавица» (аппликация)
Цель: закрепить навыки вырезания, наклеивания; закрепить знания об
особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со
сверстниками; активизировать словарь.
Тема: «Божьи коровки на полянке» (нетрадиционная техника)
Цель: учить детей наносить краску на основу от ложки, на которую
предварительно нанесли клей ПВА. Учить рисовать глазки, крылышки
и наклеивать заготовку на «лепесток» из картона.
Тема: «Насекомые. Жучок» (конструирование из бумаги)
Цель: учить аккуратно вырезать изделия и склеивать.
Тема: «Весенняя лужайка» (смешанная техника)
Цель: учить детей работать в нетрадиционной технике аппликации; нарезать
нитки и аккуратно выкладывать их на изображение, не выходя за
контур; использовать в работе различные сочетания цветов.
Работа с родителями.
Оказание помощи в подборе художественной литературы, энциклопедий,
дидактических игр, игрушек; участие в выставке «Букашки – таракашки».
3 этап – итоговый.
- Групповая выставка с работами детей «Букашечки – таракашечки»
- Тематический альбом «Что я знаю о насекомых?»
- Викторина «Удивительные насекомые»
- Презентация проекта
Данный проект открыл для детей удивительный мир насекомых. Помог
ответить на вопросы: значение насекомых в природе, образ их жизни, какую
пользу они приносят человеку и др. Дети научились видеть в насекомых
друзей природы, бережно к ним относиться.
Литература:
Алябьева Е. Л. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты – М. :ТЦ Сфера, 2005.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет (текст)
– Воронеж: Учитель, 2007
Лыкова И. А. «Букашки на лугу» М. : Карапуз, 2007.
Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: Просвящение, 1983
Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?» М., 2003
Атлас – определитель «От земли до неба» Энциклопедия «Насекомые»
аудиоэнциклопедия «Звуки природы»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Логоритмические упражнения: «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал Ой-ой-ой-ой-ой- ой- ой.
Ножку тонкую он поломал ай-ай-ай-ай-ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лм уже зашло. Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно. Ах-ах-ах, ах-ах-ах.
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!
Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмическую пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
-Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
-Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в
ед. числе.
Муравей сидел около…
Божья коровка полезла по…
Жук спрятался под…
Муха села на…
Гусеница сидела на…
Муха ползла по…
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Цель: понимание логико – ритмических конструкций.
Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Бабочка какая?
Муравей какой?
Пчела какая?
Интервью на тему «Насекомые луга»
Вопросы: Как вы думаете, что такое луг?
Чем насекомые отличаются от птиц?
Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
Как вы считаете, насекомые полезны?
Если бы ты был насекомым, то, каким?
Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»
(по методике «Расскажи стихи руками»)
Пчелка трудится весь день (дети руками обрисовывают круг перед собой)
И работать ей не лень (покачивают указательным пальцем в знак
отрицания)
От цветка летит к цветку (ритмично взмахивают руками – крыльями)
Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет (одну руку вытягивают вперед, затем-вниз,
наклоняются)
За день много соберет (раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей (обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей (резко выбрасывают руку с вытянутым
указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед (топают ногами)
Скоро ведь зима придет (ежатся)
Будет пчелкам чем питаться (имитируют движение ложкой)
Летом надо им стараться (имитируют накладывание меда)
Викторина
Вопросы:
1. Пришли мужики в лес без топоров,
Срубили избу да без углов.
(муравьи)
Не зверь, не птица, а ном как спица.
(комар)
Целый день летает,
Всем надоедает.
(муха)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчелы)
Одежды не шьет,
Но ткать, всегда ткет.
(паук)
Он зеленый попрыгунчик,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет…
(бабочка)
2. Закончите…
Пошла…. на базар и купила самовар.
Приходите… я Вас чаем угощу.
Приходили к мухе…. Приносили ей сапожки.
Приходила к мухе бабушка….
Вдруг какой – то старичок….
Вдруг откуда – то летит
Маленький…
Прибегали…
Зажигали огоньки.
Эй….
Бегите по дорожке.
3. Физкультура
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие (бег на месте)
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдем (идут по кругу)
В лесу черника (тянутся вверх)
И грибы (присели)
Устали ноги от ходьбы (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладят животик)
Домой скорее полетели («летят» на месте).
4. – Как вы думаете, есть у насекомых враги? И кто они?
- Почему кузнечик зеленого цвета?
- А почему муравейник коричневый?
- Зачем насекомым нужна такая окраска?
5. Нужно нарисовать запрещающий знак поведения в природе, которым мы
можем пользоваться и расскажите о нем.
6. Игра «Пазлы» Дети собирают из частей насекомых.