Ирина Ремизова
Экологический проект «Мы — экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого снимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Публикация «Экологический проект „Мы — экспериментаторы“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Как доказал Н. Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей и пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми другими видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позволить детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребности познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира.
Основная цель нашего проекта – дать возможность детям познать окружающий мир через систему подобранных для их возраста экспериментов и дидактических игр на закрепление полученных детьми знаний.
Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:
• Расширить знания детей об окружающем их мире; познакомить с особенностями родного края, со свойствами живой и неживой природы.
• Привить детям навыки работы с оборудованием центра экспериментирования; научить использовать его по назначению.
• Способствовать воспитанию у детей здорового любопытства, интереса к окружающему их миру; воспитывать трудолюбие, усидчивость, осторожность в обращении с предметами; уважение к культуре и природе своего края.
Задачи экспериментальной деятельности детей 5-7 лет такие:
1. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств.
2. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, учить обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом из которого он сделан.
3. Поддерживать интерес детей к объектам и явлениям живой и неживой природы.
4. Формировать навыки наблюдения за животными и растениями.
Поощрять самостоятельные «открытия» детей свойств природных объектов. (камни тонут в воде, песок сыплется, глина лепится, вода льется, и т. д.).
5. Учить обобщать предметы по определенным признакам.
Тип проекта – краткосрочный.
Принципы работы по данному проекту :
• Реальность (соответствие проводимого эксперимента или опыта тому, что потом дети смогут пронаблюдать в жизни самостоятельно)
• Комплексность (установление межпредметных связей с деятельностью по ознакомлению с окружающим миром, по трудовому обучению, изодеятельности и др.);
• Доступность (соответствие экспериментальной деятельности возрастным возможностям детей);
• Региональность (проведение экспериментов только с теми веществами и предметами, которые ребенок видит вокруг себя).
При проведении опытов и экспериментов важно соблюдать правила безопасности:
• Работа ведется под наблюдением взрослого.
• Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
• Грязными руками не трогать глаза.
• Не брать руки в рот.
Конечно, ни одна проектная деятельность не обходится без взаимодействия с родителями. В данном случае это: привлечение родителей к практической помощи – пополнение центра экспериментирования необходимыми материалами (песок, формы, мензурки, колбы и т. д.);
участие в экспериментальной деятельности, что способствует сплочению семьи, закреплению полученных знаний не только в детском саду, но и дома; проведение наблюдений с детьми вовремя прогулок вне детского сада.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Предполагаемые результаты: дети приобретают опыт видения предметов и явлений, всматривания в них; происходит развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности; расширяется словарный запас и обогащается речевое общение на основе культурных норм.
Планирование экспериментальной деятельности.
Понедельник 15. 07. 2019 г.
Тема «Вода вокруг нас».
Беседы:
- Есть ли у воды вкус?
- Какого цвета вода?
- Чем пахнет вода?
- Форма воды.
- Зачем вода нужна растениям?
Эксперименты :
- Фильтрация воды.
- Что плавает, что тонет?
- Разноцветная вода?
Дидактическая игра: "Волшебница вода".
Музыкальная игра "Ручеек".
Подвижная игра "Ручейки и озера".
Рассматривание альбома "Круговорот воды в природе".
Вторник 16. 07. 2019 г.
Тема «Воздух-невидимка».
Беседы:
- Сколько весит воздух?
- Откуда берется воздух?
Эксперименты :
- Движение воздуха
- Что в пакете?
- Воздух – невидимка.
- Воздух в воде.
- Воздух теплый и холодный.
Подвижные игры с воздухом:
- Надувание мыльных пузырей.
- "Шарик, не упади!"
Среда 17. 07. 2019 г.
Тема «Звуки вокруг нас».
Беседы:
- Откуда берется голос?
- "Слышу – не слышу".
- Что звучит?
- Музыка или шум?
Игра на д. м. и. "Шумовой оркестр".
Слушание звуков "Стеклянных, деревянных, металлических".
Пение "Праздник детства".
Четверг 18. 07. 2019 г.
Тема «Свет и тень».
Беседы:
- Свет вокруг нас.
- Свет и тень.
- Волшебные лучи.
Наблюдение:
- Игра теней.
- Солнечные зайчики.
Теневой театр "Три медведя".
Эксперименты :
"Волшебные стеклышки", "Калейдоскоп".
Рисование:
- Раскрасим радугу.
Пятницы 19. 07. 2019 г.
Тема «Свойства материалов».
Беседы:
- Стекло, его качества и свойства.
- Металл, его качества и свойства.
- Резина, ее качества и свойства.
Дидактичесие игры:
- "Какой? Какая? Какое?"
- Назови лаского.
- Назови признак.
Эксперименты :
- Таинственные стекла.
- Магниты. Волшебный театр.
Развлечение " Мы - экспериментаторы".