Мария Дудоладова
Экологический проект в подготовительной группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»
(подготовительная к школе группа)
Руководитель: воспитатель первой кв. категории тДудоладов М. В.,
р. п. Сосновское, 2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Экологический проект в подготовительной группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее экологическое образование детей дошкольного возраста.
Так как экологическое направление имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. В нашем семейном детском саду наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Технологическая карта проекта
Название проекта : «Лес – наше богатство»
Руководитель проекта Дудоладова М. В., воспитатель первой
квалификационной категории
Вид проекта :
Познавательно - информационный
Долгосрочный, групповой комплексный.
Образовательная область Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей 1. Социально - коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;
3. Художественно - эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
4. Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря
Участники проекта :
• Дети дошкольного возраста (6-7 ЛЕТ).
• Родители, законные представители воспитанников.
• Педагоги ДОУ.
Сроки реализации: учебный год (Май 2017г. – май 2018г.).
Актуальность: Мы живем в очень красивом и живописном уголке нашей области. Вековые сосновые боры окружают живописные озера. В лесу произрастают редкие виды растений. Воздух в лесу чистый, целебный – не надышишься. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления малышей и их родителей о зелёных друзьях, которых надо беречь и сохранять, научаться соблюдать правила поведения на природе.
С этой целью был разработан экологический проект «Лес – наше богатство», который позволил расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе.
Цель Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле.
Задачи: Обучающие:
• Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях;
• Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
• Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
• Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности.
• Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых
• Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
• Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Методы и приемы работы с детьми Наглядные, словесные, игровые, практические
Формы реализации проекта : НОД, наблюдения, исследования, экспериментирование, лепка, аппликация, рисование, наблюдения, целевые прогулки, индивидуальная работа с детьми, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о природе, работа в книжном уголке, тематические выставки работ, взаимодействие с семьей.
Виды детской деятельности Познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная,
музыкально - художественная, коммуникативная, восприятие
художественной литературы.
Условия реализации проекта Информационно – методические.
• Методический инструментарий: картотека игр, конспекты
занятий, сценариев развлечений и т. д.
• Подборка художественной литературы.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
• Фильмы о природе
• Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Материально-технические:
• Материал для художественного творчества:
Пластик, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Итоговое мероприятие: Презентация проекта на муниципальном конкурсе «Солнечный зайчик».
Этапы проведения проекта.
I этап: Организационный:
(1 неделя мая – 2 неделя мая 2017 г.)
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта;
• Подбор нагладно – дидактического, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе;
• Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
II этап.
Подготовительный
(3 неделя мая – 4 неделя мая 2017 г.)
• Разработка проекта;
• Организация деятельности по реализации проекта;
• Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач
• Оказание помощи детям в объединении в группы и распределение ролей
• Составление плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью
- определить источники информации,
- подобрать материалы и оборудование для работы,
-какими предметами научиться работать для достижения цели
3 этап: Основной
(Июнь 2017- май 2018)
Мероприятия сроки участники
Беседа с детьми «Что такое лес» Июнь 2017 Воспитатели
Ознакомление детей с художественной литературой Рассказ Г. Скребицкий «Лесной голосок» Июнь 2017 Воспитатели
Дети
Познавательно – развлекательное мероприятие «Семик» Июнь 2017 Воспитатели
Дети
РКЦ «Березка»
Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Сосновского края, представителях флоры и фауны); Июнь 2017 Воспитатели
Дети
Взаимодействие с родителями: Информация для чтения «Учите детей любить природу» Июнь 2017 Воспитатели
Родители
Беседа с детьми «Какую пользу приносит лес» Июль 2017 Воспитатели
Дети
Презентация о правилах поведения «Берегите лес» Июль 2017 Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) Июль 2017 Воспитатели
Дети
Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность – рисование «Берегите лес от огня» Июль 2017 Воспитатели
Дети
Взаимодействие с родителями: Индивидуальные беседы в вечерние часы «Правила поведения в лесу» Июль 2017 Воспитатели
Родители
Беседа с детьми «Интересные факты о лесе и его обитателях» Август 2017 Воспитатели Дети
Дидактическая игра «Лесные слова» Август 2017 Воспитатели Дети
Поход в парк «Цимлянское» Август 2017 Воспитатели Дети
Взаимодействие с родителями: рекомендации «Правила безопасности в лесу» Август 2017 Воспитатели Родители
Ознакомление детей с художественной литературой рассказ М. Пришвина «Листопад» Сентябрь 2017 Воспитатели
Дети
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Дубовая роща» и беседы по ее содержанию Сентябрь 2017 Воспитатели
Дети
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); Сентябрь 2017 Воспитатели
Родители
Дидактическая игра «Какой у тебя листочек» Сентябрь 2017 Воспитатели
Дети
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про осень Сентябрь-ноябрь 2017 Воспитатели
Дети Родители
Рассматривание картины Э. Грабарь «Рябинка» и беседы по ее содержанию Октябрь 2017 Воспитатели
Дети
Квест игра «В поисках сказочного дерева» Октябрь 2017 Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой); Ноябрь 2017 Воспитатели
Дети
Дидактическая игра «Какое время года в лесу» Ноябрь 2017 Воспитатели
Дети
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» и беседы по ее содержанию Декабрь 2017 Воспитатели
Дети
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про зиму Декабрь –февраль 2017 Воспитатели
Дети Родители
Познавательное занятие по ручному труду «Защитим ёлочку» Декабрь 2017 Воспитатели
Родители
Дети
Викторина «День леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей); Декабрь 2017 Воспитатели
Дети
Творческое рассказывание «Прогулка по участку детского сада» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы, называть деревья, развитие речи); Январь 2018 Воспитатели
Дети
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе) Январь 2018 Воспитатели родители
Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет) Февраль 2018 Воспитатели
Дети
Работник ПЧ
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы); Февраль 2018 Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
Встреча с работником лесничества поселка (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) Март 2018 Воспитатели
Дети
Работник лесничества
Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про весну Март –Май 2018 Воспитатели, дети, родители
Составление альбома «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу); Март 2018 Воспитатели
Дети
Родители
Лепка «Весенний лес» Апрель 2018 Воспитатели
Дети
Творческий вечер «Дерево мой друг» Апрель 2018 Воспитатели
Родители
Дети
Аппликация «Лес в разные времена года» Апрель 2018 Воспитатели
Дети
Консультация для родителей «В союзе с природой» Май 2018 Воспитатели
Дидактическая игра «Лес в разные времена года» Май 2018 Воспитатели
Дети Воспитатели
Дети
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Цветущие яблони»» и беседы по ее содержанию Май 2018 Воспитатели
Дети
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); Май 2018 Воспитатели
Родители
Дети
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); Май 2018 Воспитатели
Родители
Дети
Создание макета «Лес» Май 2018 Воспитатели
Родители
Дети
Взаимодействие с музыкальным руководителем музыкальные занятия, утренняя гимнастика под музыку, музыкальные праздники развлечения, прослушивание «Голоса леса» в музыкальном – поэтическом сопровождении Е. Кочесткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой В течение реализации проекта Воспитатель, музыкальный руководитель, дети
Взаимодействие с инструктором ФИЗО физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, подвижные игры на развитие физических качеств В течение реализации проекта Воспитатель, инструктор ФИЗО
Ожидаемый результат: Дети:
• Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как
одном из условий существования жизни на Земле;
•Знают правила поведения в природе;
•Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе, сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
•Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше
узнать об особенностях своего края, леса.
•Развита связная речь, обогащен словарь детей.
•Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
•Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного
отношения к природе, желание её беречь и охранять.
•Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Родители:
•Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию природы родного края;
•Понимают важность бережного отношения к лесу.
•Понимают необходимость формирования у детей старшего
дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
•Расширен кругозор экологических знаний.
Заключение Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. У всех участников проекта пробудился эмоциональный всплеск и восхищение природой и её обитателями.
Дети и взрослые пополнили свои знания о деревьях нашего края. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. К этой работе были привлечены все члены семей воспитанников детского сада. Системная деятельность детей и взрослых формирует у всех участников проекта ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Дети и взрослые стали более внимательными, увлеченными, активными в изучении природы родного края!
Ожидаемый результат: Дети:
• Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как
одном из условий существования жизни на Земле;
•Знают правила поведения в природе;
•Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе, сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
•Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше
узнать об особенностях своего края, леса.
•Развита связная речь, обогащен словарь детей.
•Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
•Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного
отношения к природе, желание её беречь и охранять.
•Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Родители:
•Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию природы родного края;
•Понимают важность бережного отношения к лесу.
•Понимают необходимость формирования у детей старшего
дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
•Расширен кругозор экологических знаний.
Заключение Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. У всех участников проекта пробудился эмоциональный всплеск и восхищение природой и её обитателями.
Дети и взрослые пополнили свои знания о деревьях нашего края. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. К этой работе были привлечены все члены семей воспитанников детского сада. Системная деятельность детей и взрослых формирует у всех участников проекта ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Дети и взрослые стали более внимательными, увлеченными, активными в изучении природы родного края!
.
Список используемой литературы:
1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 10-15.
3. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель,2008 – 157 с.
4. Вартман О. Ю., Волгина В. С., Зюбина В. В. Экологическая азбука : Книжка-расскраска/ Под обш. ред. Т. А. Серебряковой. – Н. Новгород, 2009.-60 с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.
4. Головачева А. В., Ушакова М. М. экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009.48 с.
4. Горелов А. А. Экология. - М. : Академия, 2009
5. Гореловская О. Ю., Муравьева А. В. Экологические праздники в школе и детском саду: сбоник методических разработок. – Нижний Новгород: Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», 2010.-80с.
5. Жукова О. Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология : Сборник практических материалов для ДОУ к программе Развитие. - М. : Аркти, 2007
6. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006
7. Казарчук Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. – 2008
8. Касаткина В. А. Природа родного края, рецензент зав. кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО к. п. н., доцент Р. Ю. Белоусова, учебно – методическое пособие, 2010
8. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М. : АРКТИ, 2005.
9. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1991
10. Комратова Н. Г. Мир, в котором я живу: методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром. - М. : ТЦ Сфера, 2006
11. Кузнецова Л. В. взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009
12. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. - М. : Академия, 2007
13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. : М Просвещение, 2000
15. Николаева С. Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С. Н. Николаева // Дошкольная педагогика. - 2000. - №6
16. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 23-27.
17. Прошкина И. В. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры. - Издат. Содействие, 2009. - 116с
18. Скорлупова О. А. Ранняя весна. Занятия с детьми дошкольного возраста. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 64 с.
19. Ушакова М. М. Экологические сказки как средство формирования экологической этики. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009 г. 48 с.
20. Ушакова М. М Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов. – Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2010.80с.
21. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с. – (Путушествие в мир природы. Развитие речи.