Боровкова Елена Васильевна
Конспект познавательно-исследовательского занятия для детей подготовительной группы «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно - исследовательского занятия для детей подготовительной группы «Лес – наше богатство».
Цель: закреплять и расширять представления детей о лесе и о его значении в жизни человека.
Программные задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательского занятия для детей подготовительной группы „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Обучающие задачи: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, о деревьях, о разнообразии видов лесов. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах, что свойства материала обуславливают способ его использования. Формировать умение заниматься исследовательской деятельностью. Учить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Закреплять правила разумного поведения в лесу. Формировать экологическое сознание.
Развивающие задачи: развивать умение обследовать объект и устанавливать причинно – следственные связи в процессе сравнения качественных характеристик и свойств различных видов бумаги, различных действий (мнётся, рвётся, намокает). Активизировать объяснительную речь детей. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Воспитательные задачи: воспитывать понимание, что лес – наше богатство и к нему нужно относиться бережно. Воспитывать у детей понимание важности бумаги в жизни человека, что экономное расходование бумаги поможет сохранить много деревьев, тем самым сохранить лес.
Предварительная работа.
Составление гербария из осенних листьев, собранных на участке.
Рассматривание гербария хвойных растений.
Рассматривание иллюстраций картин леса в разное время года.
Беседы с детьми о взаимосвязи изменений времен года и жизни леса.
Работа с экологическими моделями.
Чтение художественной и познавательной литературы о лесе.
Заучивание пословиц о лесе.
Изготовление природоохранных и запрещающих знаков.
Решение экологических задач: «Что будет, если в лесу исчезнут?
Экологические беседы природоохранительной тематики: «От чего плачут деревья?».
Чтение «Жалобной книги природы».
Словарная работа: непрочная, легко воспламеняемая, намокает, впитывает воду.
Материалы:
листья разных деревьев (гербарий)
картинки с изображением правил поведения в лесу
географическая карта России
для каждого ребё нка образцы разного вида бумаги: салфетки, туалетная, тетрадная, цветная для поделок, картон
ножницы
емкости с водой
свеча, спички для воспитателя, пинцет
Ход.
1часть:
Воспитатель: Отгадайте загадку.
«Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки».
Дети: Дерево.
Воспитатель: Представьте, что вы деревья, а кто какое вам подскажут
листья, которые лежат перед вами на столе.
Воспитатель: Нужно назвать дерево, в которое вы превратились и лист.
Дети: Я – клён, потому что лист кленовый.
Я – осина, потому, что лист осиновый и. т. д.
Воспитатель: Как называется место, где растёт много деревьев?
Дети: Это лес.
Воспитатель: Как называется лес, где растет много разных видов деревьев?
Дети: Смешанный лес.
Воспитатель: Покажите это при помощи своих листочков (динамическая пауза).
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут разные виды хвойных
деревьев: сосны, ели, кедры, пихты, лиственницы?
Дети: Это тайга.
Воспитатель: Какие ещё бывают леса?
Дети: Берёзовая роща - когда в лесу растут только берёзы.
Ельник - когда в лесу растут только ели.
Сосновый бор – только сосны.
Дубрава - дубы.
Осинник - осины.
Воспитатель: Посмотрите на карту России. Каким цветом она больше
закрашена?
Дети: Зелёным.
Воспитатель: Зеленый цвет на карте означает, что здесь растут леса.
Воспитатель: Какая польза от леса, деревьев?
Дети: Лес – наше богатство. Лес – дом животных, птиц, насекомых.
Лес их кормит. Лес – очищает воздух. Лес – красота. В лесу
люди собирают грибы, ягоды, шишки, лекарственные
растения.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о лесе:
Дети: ЛЕС – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто ЛЕСА не бережёт.
Много ЛЕСА - не губи,
Мало ЛЕСА береги,
Нет ЛЕСА – посади!
Воспитатель: Как вы думаете, много ли у нас в стране лесов? Кажется что много! Но, если подумать, сколько каждый год вырубается деревьев (миллионы, то можно представить, как редеют наши леса. Деревьев в лесах становится всё меньше и меньше. А так как деревья растут очень медленно, особенно хвойные, то становится понятно, почему очень трудно восстановить лес после вырубки.
Воспитатель: Для чего люди вырубают деревья?
Дети: Из древесины делают мебель, деревянные игрушки,
карандаши, бумагу, лекарства, строят дома.
Воспитатель: Лес отдаёт много своих богатств человеку. Поэтому мы должны бережно расходовать эти богатства. Беречь лес и все растения вокруг нас. А приходя в лес, парк, сквер - быть в нём гостем и соблюдать правила поведения.
Воспитатель: У вас на столах картинки с изображением правил поведения в лесу. Рассмотрите и расскажите о правиле поведения в лесу, парке, сквере. Каждое правило-картинку мы прикрепим к карте России, где изображён лес.
Дети: выполняют задание.
Правила поведения людей в лесу.
• Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
• Берегите растения - они сохраняют влагу, не дают рекам, озёрам пересыхать, сохраняют корнями почву.
• Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать воду и «дышать» воздухом.
• Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить животных и их детёнышей.
• Нельзя разводить костры в лесу.
• После привала необходимо убрать за собой весь мусор.
• Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников, вытаптывать траву, собирать букеты цветов. Можно нюхать и любоваться цветами, травами. Можно сфотографировать красоту лесной природы.
• Нельзя убивать ящериц, лягушек, жаб, змей.
• Нельзя повреждать норы животных, муравейники.
• Нельзя, находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность транзисторы.
• Нельзя разорять птичьи гнёзда, вынимать яйца и птенцов из гнёзд.
• Нельзя сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные.
• Оставляйте часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным.
Физкультминутка: «Путешествие в лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны).
Полон сказок и чудес!
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками).
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
(Руки подняты вверх, выполнять покачивания вправо – влево.)
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети смотрят в даль, держа округленную ладонь над бровями,
поворачиваясь при этом вправо – влево.)
Всё открой, не утаи.
(Широко развести руки в стороны).
Ты же видишь – мы свои!
(Прижать обе ладони к груди, а затем широко развести руки в стороны).
2часть.
Воспитатель: Ребята, для чего из древесины делают бумагу?
Дети: бумагу делают для того, чтобы изготовить из неё книги, тетради, открытки, конверты, газеты, журналы, деньги и. т. д.
Воспитатель: Куда - бы мы не посмотрели, везде нас окружают предметы из бумаги. У каждого предмета своё назначение. Предлагаю вам исследовать свойства некоторых видов бумаги.
Воспитатель: Назовите, какие виды бумаги лежат у вас на столе?
Дети: Бумага - салфеточная, тетрадная, туалетная, цветная для поделок, картон
Воспитатель: Предлагаю определить свойства бумаги на ощупь, при помощи воды и используя ножницы.
Дети самостоятельно обследуют образцы бумаги тактильным способом, обмакивают образцы в воду, режут их ножницами. В процессе самостоятельной деятельности дети словесно описывают свои наблюдения свойств и качеств, разных образцов бумаги.
Делают выводы.
Салфеточная бумага : мягкая, шероховатая, легко сминается, тонкая, не плотная, легко рвётся, она не прочная, на ней плохо рисовать. Она намокает в воде, впитывает её. Поэтому её используют в гигиенических целях во время приёма пищи.
Туалетная бумага - имеет сходные свойства с салфетками. Она ещё более тонкая и менее прочная. Поэтому её используют для гигиенических целей.
Тетрадная бумага: гладкая, более плотная, на ней можно рисовать. Она тонкая, труднее сминается, легко режется ножницами, быстро не намокает, легко сгибается, складывается, хорошо отрывается. Такая бумага используется для изготовления тетрадей, учебников, книг, блокнотов и. т. д.
Цветная бумага - имеет такие же свойства, поэтому используется для изготовления бумажных поделок и на ней можно печатать.
Картон – плотная бумага, трудно режется и не сминается, почти не намокает. Картон прочный, тяжёлый, гладкий, ровный. Его используют для изготовления упаковочных коробок, более прочных бумажных предметов.
Воспитатель: Сейчас, вместе со мной проведем ещё одно исследование. Сравним, как действует огонь на образцы бумаги.
Воспитатель проводит на оборудованном столе обследование. Дети наблюдают и делают вывод.
На горящей свече быстрее всего сгорела тонкая туалетная бумага и салфетка. Медленнее картон. Но все эти образцы легко воспламеняются около огня. После сгорания образуется пепел. Поэтому, бумажные предметы нужно беречь от огня, так как они легковоспламеняемые.
Воспитатель: Изучив свойства бумаги, можно сделать вывод:
Бумажные предметы очень важны в жизни человека. Они не очень прочны, поэтому с ними нужно обращаться бережно. Легковоспламеняемые. Если мы не будем беречь бумагу и бумажные предметы, не будем экономно бумагу расходовать, то нужно будет пилить всё больше и больше деревьев для её изготовления. А это может привести к исчезновению лесов. Что в свою очередь может привести к экологической катастрофе. Чтобы этого не случилось, мы должны бережно относиться к лесу и его богатствам.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за активную, заинтересованную работу на занятии.