Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
"Лес - наше богатство"
Цель: формировать познавательный интерес к родной природе.
Программные задачи: Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дать понятие о роли леса в жизни человека: оздоровительный эстетической и хозяйственной. Углублять и совершенствовать знания детей о разновидностях деревьев наших лесов. Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям.
Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы. Воспитывать активность, любознательность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за деревьями, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений (рассказы, стихи) о природе, о деревьях.
Материал: Корзинка с предметами, сделанными из древесины, видеоматериал на экране, костюм белки, угощение.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, и вы сразу догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом. (Лес)
Воспитатель: Почему люди говорят: «Лес - наше богатство»?
Ответы детей. (Лес - это зелёный наряд земли. Это деревья, кустарники, трава, цветы, грибы. Лес — это дом для зверей, птиц, насекомых. Лес дарит нам свои богатства (орехи, грибы, ягоды). Там, где лес, всегда свежий, чистый воздух).
Воспитатель: Лес - это прежде всего деревья. Строители возводят из них дома, корабелы строят корабли, столяры делают мебель, работники бумажной промышленности – бумагу. Всем нужна древесина. Давайте поиграем. Я буду называть профессии, а вы расскажите, как представители той или иной профессии используют дерево.
Железнодорожник (деревянные шпалы). Электрик (столбы для крепления проводов). Музыкант (деревянные музыкальные инструменты). Врач (лекарства, деревянные массажёры). Учитель (учебники тетради). Портной (искусственные ткани) и так далее.
Воспитатель показывает корзинку - это лесной сюрприз. Из чего сделана корзинка? (ответы детей).
А в корзинке, ребятки, для вас загадки.
В деревянном домике,
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
Дети: это спички!
Воспитатель: А вот вторая загадка.
Умный Ивашка,
Красная рубашка.
Где носом ткнет,
Там черту проведет!
(карандаш).
Следующая загадка:
Рядом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка).
А вот ещё загадка трудная, ребятки.
Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка, расписанная узором хохломы).
Вот такие приметы были спрятаны в корзинке. Все они, как вы догадались, сделаны из древесины. Не могут люди обойтись без дерева. Поэтому приходится рубить деревья.
Что делают люди, чтобы не оскудели лесные богатства? (восстанавливают леса).
Люди какой профессии занимаются этим нужным делом? (лесник, лесничий).
Расскажите, что входит в обязанности лесника? (ответы детей).
Разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч).
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой. Наклоняются, складывают ладони чашечкой).
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз).
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону).
И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком).
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой).
Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.)
Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками).
Воспитатель: Перед тем, как посадить деревья, надо выяснить, будут ли они расти в наших условиях.
Сможет ли пальма или апельсиновое дерево выжить в нашей холодной Сибири? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Значит, нам надо сажать деревья, которые не боятся морозов и сильных ветров.
Послушайте загадки:
Белоствольные красавицы,
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки.
(Берёзка).
(На экране появляется берёзка).
Чем вам нравится берёзка?
(У неё стройный белый ствол, тонкие ветви, нарядные серёжки, которые весной появляются на ветках раньше листьев).
Воспитатель: Да, ребята, на Руси всегда любили это дерево и считали его символом нашей Родины. Весной 11 апреля отмечали весенний праздник - День берёзы. Березу считали деревом жизни, здоровья и света. Люди верили, что больного надо хлестнуть берёзовым прутиком и болезнь в страхе уберется. А если воткнуть ветку берёзы в крышу дома, то она защитит от молнии. С 11 апреля начинали заготавливать соковицу - березовый сок.
Послушайте следующую загадку:
Тает над кручей
Богатырь могучий.
Плечи раздвинул,
Руки раскинул.
(дуб).
Посмотрите на экран. Что вы можете рассказать о дубе?
(Ответы детей). (Это могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю).
Воспитатель: Растут дубы медленно, а живут очень долго. В России есть дубы, которым 700 лет.
Чтение ребенком стихотворения о дубе.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Можно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вы узнали это дерево? Да, это рябина. Её считали священным деревом, символом плодородия и процветания. В мае рябина словно невеста вся в белых цветах. А осенью как она изменяется? (Ответы детей).
(Листья становятся красными, появляются гроздья алых ягод).
Зимой рябина кормит голодных озябших птиц. В ягодах рябины очень много витаминов. Хозяйки варят из них варенье, пастилу, готовят квас.
Воспитатель: Эту загадку Вы тоже должны отгадать:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель).
(Показать на экране).
Что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?
Дети: Ель хвойное дерево, у неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелёными на зиму. Ствол у ели прямой. Самые длинные ветки внизу ствола. Чем выше расположена ветка, тем она короче. На ветках появляются шишки, в них семена.
Воспитатель: Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Сосна, пихта, лиственница, кедр).
Как называются деревья, которые покрыты листьями? (лиственные).
Какие ещё лиственные деревья можно посадить в наших краях? (клен, тополь, осина и другие).
(Раздается стук в дверь, появляется ребёнок в костюме Белки.)
Ребята, к нам в гости пришла Белка. Что-то она нам принесла в корзинке (шишки, ягоды рябины, сок берёзовый).
Белка: Молодцы, ребята, очень много вы знаете о лесе, о деревьях. И правила поведения в лесу надеюсь тоже знаете? А мне пора возвращаться в лес.
Воспитатель: До свидания, Белка.
Чтение стихотворения:
Посади сосну, лучше если не одну,
Вместе с елкой, кленом, вязом.
Посади их вместе разом.
Будет дружная семейка,
Будет тень, в тени скамейка.
Путник сядет отдохнет,
Добрым словом помянет,
Неизвестного кого-то, у кого всегда забота.
М. Садовский.
Я надеюсь, что вы вырастете настоящими друзьями природы, будете любить и оберегать ее.